Как оторвать ребёнка от компьютера: пять подвижных игр
Резиночка, вышибалы, казаки-разбойники. Ещё 20 лет назад ими был увлечен едва ли не каждый двор, но сейчас эти игры видишь все реже: дети предпочитают объединяться в сетевых виртуальных мирах, а не для уличной забавы. И всё же заставить ребенка двигаться можно. Докажите ему, что совместная спортивная игра может быть не менее увлекательна, чем Minecraft; продемонстрируйте, чему когда-то вы отдавали во дворе все свое детское время!
Резиночка
Что потребуется — резинка для прыжков (продается в детских магазинах), длиной не менее четырёх метров. Сколько участников — не меньше трёх. Если играть командами — чётное количество игроков.
Резиночка как дворовая игра для девочек достигла пика популярности в послевоенное время. Помнят её и сейчас. В неё играли везде: во дворе, на физкультуре, пока мальчики играют в футбол, около школ и на переменках в коридоре.
Два игрока становились «в резиночку» — растягивали её между собой. Один «прыгал» (выполнял ряд упражнений) — по очереди на всех уровнях* — до того, пока не ошибался. После успешного прохождения одного упражнения на всех уровнях он переходил к другому (начиная снова с первого уровня). Как только он сбивался (цеплялся за резинку, наступал на неё и т.п.) — то вставал «в резиночку» сам, а следующий начинал прыгать. Продолжали всегда с того места, где сбились.
*Уровни игры в резиночку:
- Первый — резинка на уровне щиколоток тех, кто держал.
- Второй — резинка на уровне колен.
- Третий — резинка на уровне бёдер.
- Четвёртый — резинка на уровне пояса.
- Пятый — резинка на уровне груди.
- Шестой — резинка на уровне шеи.
Вышибалы
Что потребуется — лёгкий мяч. Сколько участников — не менее трёх.
Существует множество игр с мячом, где играют руками: волейбол, пионербол, регби, гандбол,- но ни в одной из них в задачу не входит попасть мячом по человеку, как в «вышибалах». Из игроков - двое вышибающие («вышибалы») и один ведущий («вода»).
Вышибалы вставали на расстоянии пяти – десяти метров друг от друга (по договорённости), а «вода» — между ними. Цель игры — попасть по ведущему мячом («вышибить» его). Ведущий мог ловить мяч («свечку») до того, как тот ударялся о землю. Играли как на улице, так и в просторном помещении (например в спортзале школы). Игроки чертили линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Тот, кто вышиб «воду», вставал на его место, а бывший ведущий превращался в вышибалую
Казаки-разбойники
Что потребуется — мелки. Сколько участников — не менее шести.
«Казаки-разбойники» — старинная русская подвижная игра. Прежде всего для неё нужна просторная территория с небольшим укрытием (для «темницы»). Разделившись на две команды, игроки определяли границы своих «владений», затем бросали жребий, кто будет за «казаков», а кто — за «разбойников». «Разбойники» совещались и загадывали кодовое слово (секретный «пароль»). Пароль мог состоять не только из букв, но и из цифр (максимум 8 цифр).
По сигналу «разбойники» убегали прятаться. В это время «казаки» обустраивали «темницу» и придумывали, как будут «пытать» пленных. Путь своего передвижения «разбойники» обозначали с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки-«следы». Чаще всего вначале команда бежала вместе, а затем разделялась, чтобы запутать соперников. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15–20 минут) «казаки» отправлялись искать «разбойников». Найденного ловили и отводили в темницу, где его ждал «охранник» (пленник не имел права вырываться и убегать). В «темнице» «разбойников» «пытали». Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими и болезненными. Задачей «казаков» было выведать секретное слово-пароль.
Картошка
Что потребуется — лёгкий мяч (не баскетбольный). Сколько участников — не менее трёх.
Игра «картошка», как и «резиночка», была особенно популярна в советское время.
Игроки вставали в круг и перекидывали мяч друг другу (ловили или отбивали, как в волейболе). Тот, кто пропускал или ронял мяч, становился «картошкой» — садился на корточки, а остальные кидали в него мячом. Если мяч после удара по «картошке» падал на землю, то он не считался пропущенным и игра возобновлялась. Если «картошке» удавалось поймать мяч, то «картошкой» становился тот, кто потерял мяч, а остальные игроки выходили из середины круга. Последний из двух оставшихся, уронивший мяч на землю, становился первой «картошкой» новой игры.
Съедобное-несъедобное
Что потребуется — мяч и игровое поле, расчерченное мелками в линейку. Сколько участников — не менее трёх (чем больше, тем лучше).
Эта игра развивала быструю реакцию, поэтому одним из условий игры была большая скорость броска. Задача ведущего — как можно быстрей запутать игроков. Простые правила игры позволяли играть в неё даже малышам.
Игровое поле расчерчивалось в линеечку, при этом расстояние от одной линии до другой — один шаг. Игроки вставали за последнюю черту, и ведущий бросал им мяч по очереди, называя различные «съедобные» и «несъедобные» понятия. Если звучало «съедобное» понятие, надо было поймать мяч, «несъедобное» — пропустить или отбросить. При соответствии действий игрока названному слову он переходил к следующей черте. Выигрывал и становился ведущим тот, кто первый пересекал последнюю черту.