Примерное время чтения: 11 минут
3634

Кравитц, модели и псевдопламя: во сколько обошлась России гонка «Формулы-1»

Сюжет Российский этап «Формулы-1» в Сочи
Гонщик Макс Чилтон принимает участие в свободных заездах на российском этапе Чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1».
Гонщик Макс Чилтон принимает участие в свободных заездах на российском этапе Чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1». / Виталий Белоусов / РИА Новости

Изначально планировалось, что проведение первого в современной истории России Гран-при «Формулы-1» в Сочи обойдётся примерно в 6 миллиардов рублей, которые будут выделены из федерального бюджета. Позже произошли некоторые пертурбации: было принято решение возложить финансовое бремя на Краснодарский край, а средства предоставить в виде кредита.

Все организационные заботы были вменены в обязанности открытому акционерному обществу «Центр Омега», владельцем которого и является Краснодарский край. Одновременно возросла и стоимость организации Гран-при. И не просто возросла, а удвоилась — почти до 12 миллиардов рублей. На что были потрачены все эти деньги?

Выяснить не составляет труда — достаточно потратить немного времени, чтобы покопаться на сайте госзакупок, с помощью которого «Центр Омега» вроде как должен был проводить открытые тендеры на предоставление услуг.

Основные траты

Понятно, что основная финансовая нагрузка была вызвана строительством трассы, или, как это записано в официальных документах, выполнением строительно-монтажных работ по объекту «Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1» в Имеретинской низменности и объекты инфраструктуры, обеспечивающие её функционирование (проектные и изыскательские работы, строительство)». На это единовременно было потрачено 6 миллиардов 16 миллионов 873 тысячи 430 рублей.

Все остальные крупные закупки также касаются таких глобальных вещей, как обслуживание всех электроузлов трассы (812,4 млн руб.), оснащение мебелью и оборудованием, а также монтажные работы в «Медиа-центре» (почти 1,5 млрд руб.), а ещё огромный перечень из поставляемого оборудования и проводимых крупномасштабных работ. Дать какую-то оценку этим затратам без дотошного и независимого аудита сложно, поэтому вряд ли мы, простые смертные, будем этим заниматься. Да и вряд ли такие меры необходимы.

Также сложно дать оценку информации, согласно которой с мая 2014 года, уже после того, как Олимпиада в Сочи отгремела, на охранные услуги «Центром Омега» было потрачено 146,2 миллиона рублей — примерно по 24,3 миллиона рублей в месяц на охрану, если считать в среднем.

Но были в списке государственных закупок и более приземлённые траты, которые обычному болельщику, как говорится, ближе к телу, которым оценку дать намного легче, чем масштабным закупкам на глобальные цели.

Девушки-модели и открытие

Что въелось в память по итогам первого в истории Гран-при «Формулы-1» в России? Специалисты и настоящие фанаты автоспорта, конечно, запомнили саму гонку. Но обыватель, внимание которого, несомненно, также было привлечено к такому масштабному и громкому мероприятию, не мог остаться безучастным. И первое, что он увидел во время трансляции, — церемония открытия: пробежали актёры в костюмах гонщиков и механиков, прошли казаки, хор спел гимн, зрители насладились авиашоу — и всё. На всё про всё, кроме авиашоу, из бюджета было потрачено 30,2 миллиона рублей.

В эту сумму были включены расходы на парад пилотов — 3,8 млн руб. (пилоты на грузовике проехали по трассе), представление страны (механики и казаки) — 15,5 млн руб., работа 49-ти девушек-моделей — 7,9 млн руб., техническое сопровождение — 2,1 млн.руб. и исполнение гимна — 0,9 млн руб. Причём в случае с гимном в качестве обоснования затрат выступает формулировка «использование аранжировки и фонограммы». Но ведь мы все помним, что казачий хор исполнял гимн без всякой аранжировки и фонограммы…

Да и с моделями получается небольшая нестыковка. Вот, кстати, список требований, предъявляемых к девушкам: рост 173–183 см, параметры — не более 92-62-92, возраст от 18 до 25, привлекательная внешность, знание английского языка, наличие титулов на конкурсе красоты. Интересно, что кандидатуры моделей согласовываются с заказчиком только после личного собеседования с каждой претенденткой. Но нестыковка никак не связана ни с ценой на услуги девушек в 7,9 млн рублей, ни с требованиями, предъявляемыми к ним. Интересно другое — чуть раньше был исполнен другой заказ, также проведённый через сайт госзакупок. Тот же самый заказчик, «Центр Омега», требовал отобрать то же самое количество девушек-моделей с теми же параметрами и для тех же целей. Стоимость этого исполненного договора составила 4,95 миллиона рублей. Получается, модели прошли по двум контрактам общей стоимостью в 12,85 миллиона рублей. Правда, в эту стоимость были включены перелёт, проживание, пропитание и форма девушек.

Фото: АиФ / Степан Чаушьян

Самым запоминающимся и впечатляющим зрелищем на открытии, однако, стали не казаки, не пилоты и даже не девушки-модели. Все взгляды и фотоаппараты гостей были устремлены в небо, где высочайшее мастерство пилотирования самолётов демонстрировала пилотажная группа «Русь». К сожалению, их оценили гораздо ниже моделей в материальном плане, заплатив за выступление «всего» 3,8 миллиона рублей.

Ленни Кравитц и прочие «Звери»

Всем, о чём было написано чуть выше, можно было насладиться, не отрывая взгляд от телевизора, по которому шла прямая трансляция из Сочи. Но вот чего не было в телетрансляции, так это концерта легендарного рокера, певца и гитариста из США Ленни Кравитца. Сочи в субботу вечером после завершения квалификации стоял на ушах. Люди были довольны. И всего-то для этого потребовалось потратить на организацию концерта Ленни 121,1 миллиона рублей — порядка 3-х миллионов долларов по нынешнему курсу валют. Лично в руки, в виде гонорара, Кравитц и его «банда» получили 88 миллионов рублей (более 2 миллионов долларов). Остальные траты пошли на организацию его быта, досуга и, собственно, концерта.

И всё бы ничего, если бы не иностранные промоутеры, которые клянутся, что готовы привезти того же самого певца в любое время в любое место за смешную сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей. Получается, что «Центр Омега» пал жертвой недобросовестных организаторов концерта, истребовавших с них в 2–4 раза больше, чем полагалось. Конечно, всё это правда, если верить данным иностранных компаний. Они ведь с тем же успехом могут оказаться недобросовестными.

Музыкант Ленни Кравитц выступает в Сочи с концертом после соревнований российского этапа Чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе Формула-1
Музыкант Ленни Кравитц выступает в Сочи с концертом после соревнований российского этапа Чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1». Фото: РИА Новости / Михаил Мокрушин

Отыграли на Медальной площади Олимпийского парка свой концерт и российские рокеры — группа «Звери». Их гонорар, конечно, и рядом не стоял с тем, что потратили на Ленни Кравитца. За всё выступление было уплачено порядка 8,5 миллиона рублей, из которых 4 миллиона пошли на гонорар исполнителям. И снова нестыковка. Ведь многие российские компании обязуются привезти вам весь «зверинец» всего за 2 миллиона рублей.

Дальше больше. На одной сцене с мастодонтами российского поп-рока выступала и малоизвестная, по сравнению со «Зверями», группа IOWA. Соответственно, ниже был и ценник — всего на концерт потратили 2,9 миллиона рублей. 1,3 миллиона пошёл на гонорар исполнителям. И всё бы ничего, если бы эту же самую группу другие компании не обещали привезти на концерт в любой город страны всего за 300 тысяч рублей — в четыре раза меньше, чем заплатили в Сочи.

И наконец, известный не только в России, но и за её пределами DJ Rudenko в компании со своим другом DJ Adik. Их выступление стоило организаторам сочинского Гран-при сущие копейки — всего 2,2 миллиона рублей, из которых всего половина пошла на гонорары. Но вот незадача, порыскав по просторам интернета, можно было без проблем найти компании, которые привезли бы того же самого товарища Руденко максимум за 380 тысяч рублей. И снова переплата в три раза.

Псевдопламя, дождевики и проч., и проч.

А пока весь этот «зверинец» выступал на сцене на Медальной площади Олимпийского парка в Сочи, высоко в небе подсвеченная красным развевалась лёгкая материя, расположенная на навеки затухшем главном олимпийском факеле — том, который по ходу Олимпийских игр под дождём один раз потух, но тут же загорелся. Это пламя светило, но не грело, как то, настоящее олимпийское. Правда, стоило оно не намного меньше. На одну только имитацию пламени в олимпийской чаше было потрачено 2 миллиона рублей.

Зато такое псевдопламя невозможно было бы потушить дождём, чего не скажешь об эмоциях людей, пришедших на «Формулу-1». Специально, чтобы зрителям на трибунах было комфортно в любую погоду, организаторы закупили 50 тысяч отличных дождевиков. Заказ, если верить сайту госзакупок, был опубликован 6 октября 2014 года — за пять дней до старта Гран-при. На 50 тысяч дождевиков было потрачено 1,5 миллиона рублей. Конечно, синоптики божились, что дождя не будет ни перед Гран-при, ни во время гонки, ни ещё несколько дней после её завершения. Но в этом случае и правда лучше перебдеть, чем недобдеть и потом мокнуть под субтропическим ливнем.

Но бывает так, что дождь нужен, а его нет, хоть ты тресни. Это особенно актуально во время пожаров. Приходится тушить пламя самому. Со времён сгоревшей деревянной Москвы много воды в Яузе утекло — люди научились бороться с самой опасной из стихий, создавать специальные планы по тушению пожаров. Чтобы в гостиницах, в которых расположились гонщики, их команды, гости и организаторы Гран-при России, всё было в порядке, за 3,84 миллиона рублей были созданы специальные планы по тушению пожаров. Настораживают две вещи. Закупка «планов по тушению пожаров» в одних и тех же отелях прошла дважды за период не более месяца. Неужели за такое короткое время может поменяться так много факторов, что потребуется создание нового плана по тушению пожаров? Во-вторых, удивляет тот факт, что эти отели, для которых создавались планы по тушению пожаров, прекрасно работали с февраля 2014 года, когда в Сочи проходила зимняя Олимпиада. Выходит, что-то в них с тех пор кардинально изменилось. Или же тогда планов по тушению пожаров просто не существовало?

Но на самом деле всё это мелочи. Главное, что всё прошло более чем успешно — все вроде довольны. И над «Сочи-Автодромом» гордо реют флаги с его логотипом. Кстати, создание нехитрого логотипа и инструкций по его использованию обошлось в 700 тысяч рублей, что в 700 тысяч раз дороже, чем скандальный логотип Московского метрополитена от студии Артемия Лебедева, который обошёлся городу в 1 рубль, а не в 232 миллиона, как утверждалось изначально.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы