Изначально планировалось, что проведение первого в современной истории России Гран-при «Формулы-1» в Сочи обойдётся примерно в 6 миллиардов рублей, которые будут выделены из федерального бюджета. Позже произошли некоторые пертурбации: было принято решение возложить финансовое бремя на Краснодарский край, а средства предоставить в виде кредита.
Все организационные заботы были вменены в обязанности открытому акционерному обществу «Центр Омега», владельцем которого и является Краснодарский край. Одновременно возросла и стоимость организации Гран-при. И не просто возросла, а удвоилась — почти до 12 миллиардов рублей. На что были потрачены все эти деньги?
Выяснить не составляет труда — достаточно потратить немного времени, чтобы покопаться на сайте госзакупок, с помощью которого «Центр Омега» вроде как должен был проводить открытые тендеры на предоставление услуг.
Основные траты
Понятно, что основная финансовая нагрузка была вызвана строительством трассы, или, как это записано в официальных документах, выполнением строительно-монтажных работ по объекту «Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1» в Имеретинской низменности и объекты инфраструктуры, обеспечивающие её функционирование (проектные и изыскательские работы, строительство)». На это единовременно было потрачено 6 миллиардов 16 миллионов 873 тысячи 430 рублей.
Все остальные крупные закупки также касаются таких глобальных вещей, как обслуживание всех электроузлов трассы (812,4 млн руб.), оснащение мебелью и оборудованием, а также монтажные работы в «Медиа-центре» (почти 1,5 млрд руб.), а ещё огромный перечень из поставляемого оборудования и проводимых крупномасштабных работ. Дать какую-то оценку этим затратам без дотошного и независимого аудита сложно, поэтому вряд ли мы, простые смертные, будем этим заниматься. Да и вряд ли такие меры необходимы.
Также сложно дать оценку информации, согласно которой с мая 2014 года, уже после того, как Олимпиада в Сочи отгремела, на охранные услуги «Центром Омега» было потрачено 146,2 миллиона рублей — примерно по 24,3 миллиона рублей в месяц на охрану, если считать в среднем.
Но были в списке государственных закупок и более приземлённые траты, которые обычному болельщику, как говорится, ближе к телу, которым оценку дать намного легче, чем масштабным закупкам на глобальные цели.
Девушки-модели и открытие
Что въелось в память по итогам первого в истории Гран-при «Формулы-1» в России? Специалисты и настоящие фанаты автоспорта, конечно, запомнили саму гонку. Но обыватель, внимание которого, несомненно, также было привлечено к такому масштабному и громкому мероприятию, не мог остаться безучастным. И первое, что он увидел во время трансляции, — церемония открытия: пробежали актёры в костюмах гонщиков и механиков, прошли казаки, хор спел гимн, зрители насладились авиашоу — и всё. На всё про всё, кроме авиашоу, из бюджета было потрачено 30,2 миллиона рублей.
В эту сумму были включены расходы на парад пилотов — 3,8 млн руб. (пилоты на грузовике проехали по трассе), представление страны (механики и казаки) — 15,5 млн руб., работа 49-ти девушек-моделей — 7,9 млн руб., техническое сопровождение — 2,1 млн.руб. и исполнение гимна — 0,9 млн руб. Причём в случае с гимном в качестве обоснования затрат выступает формулировка «использование аранжировки и фонограммы». Но ведь мы все помним, что казачий хор исполнял гимн без всякой аранжировки и фонограммы…
Да и с моделями получается небольшая нестыковка. Вот, кстати, список требований, предъявляемых к девушкам: рост 173–183 см, параметры — не более 92-62-92, возраст от 18 до 25, привлекательная внешность, знание английского языка, наличие титулов на конкурсе красоты. Интересно, что кандидатуры моделей согласовываются с заказчиком только после личного собеседования с каждой претенденткой. Но нестыковка никак не связана ни с ценой на услуги девушек в 7,9 млн рублей, ни с требованиями, предъявляемыми к ним. Интересно другое — чуть раньше был исполнен другой заказ, также проведённый через сайт госзакупок. Тот же самый заказчик, «Центр Омега», требовал отобрать то же самое количество девушек-моделей с теми же параметрами и для тех же целей. Стоимость этого исполненного договора составила 4,95 миллиона рублей. Получается, модели прошли по двум контрактам общей стоимостью в 12,85 миллиона рублей. Правда, в эту стоимость были включены перелёт, проживание, пропитание и форма девушек.
Самым запоминающимся и впечатляющим зрелищем на открытии, однако, стали не казаки, не пилоты и даже не девушки-модели. Все взгляды и фотоаппараты гостей были устремлены в небо, где высочайшее мастерство пилотирования самолётов демонстрировала пилотажная группа «Русь». К сожалению, их оценили гораздо ниже моделей в материальном плане, заплатив за выступление «всего» 3,8 миллиона рублей.
Ленни Кравитц и прочие «Звери»
Всем, о чём было написано чуть выше, можно было насладиться, не отрывая взгляд от телевизора, по которому шла прямая трансляция из Сочи. Но вот чего не было в телетрансляции, так это концерта легендарного рокера, певца и гитариста из США Ленни Кравитца. Сочи в субботу вечером после завершения квалификации стоял на ушах. Люди были довольны. И всего-то для этого потребовалось потратить на организацию концерта Ленни 121,1 миллиона рублей — порядка 3-х миллионов долларов по нынешнему курсу валют. Лично в руки, в виде гонорара, Кравитц и его «банда» получили 88 миллионов рублей (более 2 миллионов долларов). Остальные траты пошли на организацию его быта, досуга и, собственно, концерта.
И всё бы ничего, если бы не иностранные промоутеры, которые клянутся, что готовы привезти того же самого певца в любое время в любое место за смешную сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей. Получается, что «Центр Омега» пал жертвой недобросовестных организаторов концерта, истребовавших с них в 2–4 раза больше, чем полагалось. Конечно, всё это правда, если верить данным иностранных компаний. Они ведь с тем же успехом могут оказаться недобросовестными.
Отыграли на Медальной площади Олимпийского парка свой концерт и российские рокеры — группа «Звери». Их гонорар, конечно, и рядом не стоял с тем, что потратили на Ленни Кравитца. За всё выступление было уплачено порядка 8,5 миллиона рублей, из которых 4 миллиона пошли на гонорар исполнителям. И снова нестыковка. Ведь многие российские компании обязуются привезти вам весь «зверинец» всего за 2 миллиона рублей.
Дальше больше. На одной сцене с мастодонтами российского поп-рока выступала и малоизвестная, по сравнению со «Зверями», группа IOWA. Соответственно, ниже был и ценник — всего на концерт потратили 2,9 миллиона рублей. 1,3 миллиона пошёл на гонорар исполнителям. И всё бы ничего, если бы эту же самую группу другие компании не обещали привезти на концерт в любой город страны всего за 300 тысяч рублей — в четыре раза меньше, чем заплатили в Сочи.
Псевдопламя, дождевики и проч., и проч.
А пока весь этот «зверинец» выступал на сцене на Медальной площади Олимпийского парка в Сочи, высоко в небе подсвеченная красным развевалась лёгкая материя, расположенная на навеки затухшем главном олимпийском факеле — том, который по ходу Олимпийских игр под дождём один раз потух, но тут же загорелся. Это пламя светило, но не грело, как то, настоящее олимпийское. Правда, стоило оно не намного меньше. На одну только имитацию пламени в олимпийской чаше было потрачено 2 миллиона рублей.
Зато такое псевдопламя невозможно было бы потушить дождём, чего не скажешь об эмоциях людей, пришедших на «Формулу-1». Специально, чтобы зрителям на трибунах было комфортно в любую погоду, организаторы закупили 50 тысяч отличных дождевиков. Заказ, если верить сайту госзакупок, был опубликован 6 октября 2014 года — за пять дней до старта Гран-при. На 50 тысяч дождевиков было потрачено 1,5 миллиона рублей. Конечно, синоптики божились, что дождя не будет ни перед Гран-при, ни во время гонки, ни ещё несколько дней после её завершения. Но в этом случае и правда лучше перебдеть, чем недобдеть и потом мокнуть под субтропическим ливнем.
Но на самом деле всё это мелочи. Главное, что всё прошло более чем успешно — все вроде довольны. И над «Сочи-Автодромом» гордо реют флаги с его логотипом. Кстати, создание нехитрого логотипа и инструкций по его использованию обошлось в 700 тысяч рублей, что в 700 тысяч раз дороже, чем скандальный логотип Московского метрополитена от студии Артемия Лебедева, который обошёлся городу в 1 рубль, а не в 232 миллиона, как утверждалось изначально.