Легендарный пловец Владимир Сальников рассказывает «АиФ» о своём тройном «золоте»-80, тайной советской методике и «багаже», с которым мы приплыли к нынешнему чемпионату мира по водным видам спорта в Казани.
- На олимпийские призовые за Москву-80 мне удалось купить «Жигули»-шестёрку. Радовался как ребёнок. Уходя на тренировку, снимал с машины дворники и зеркала. Времена такие были - не сделаешь сам, тебе другие «помогут». Кто-то меня заснял за этим занятием, и в американском журнале «Спорт иллюстрейтед» появилась фотография - трёхкратный олимпийский чемпион зеркала от машины откручивает.
Из кожи вон
Много было разговоров на тему того, что СССР шёл на различные ухищрения, чтобы увеличить преимущество своих спортсменов на домашней Олимпиаде. Но что можно придумать в бассейне?! Тогда ведь не было никаких полиуретановых костюмов. Индустрия экипировки стала влиять на результаты значительно позже. Хотя... Имелась и у нас секретная методика - лезвия для бритья «Нева». Нужно было не просто срезать какие-то волоски на теле. Задача стояла - соскрести верхний слой кожи. «Нева» подходила идеально. Лезвия «Невы» были толще, чем у других марок, и замечательно сдирали кожу. После этой процедуры зачастую на коже оставались красные полосы, тело просто горело, но зато и воду ощущало по-другому. Наверное, это и называется - «чувствовать себя как рыба в воде». Вот таким образом нас всех «побрили» непосредственно перед Играми.
Думал ли я, что выиграю три золотые медали в Москве? Мысли о победах я всегда старался от себя гнать. А как ты будешь готовиться, если в голове одни медали?! Вообще, я ведь нацеливался на 1500 м и 400 м (выиграл обе дистанции, а на 1500 м установил мировой рекорд - стал первым пловцом, сумевшим преодолеть рубеж в 15 мин. - Ред.). Эстафета стала для меня полной неожиданностью. Я даже пытался отказаться от участия в ней, но начальство сказало: «Надо». Хорошо, что сказало (смеётся).
Мне неприятно, что некоторые считают Олимпиаду-80 какой-то ущербной. Мол, из-за бойкота на Игры в Москву не приехали американцы. Соответственно победы СССР неоднозначны. Мои результаты на основных дистанциях ещё до Олимпиады занимали верхнюю строчку мирового рейтинга. А в Москве я рекорд мира установил. Поэтому никогда не считал свои победы неполноценными. Никогда!
На самом деле мы отлично общались с американцами, вместе проводили время. Помню, в начале весны 80-го наша команда отправилась на очередные международные соревнования. Там нам и сообщили, что правительства ряда стран объявили Московской Олимпиаде бойкот из-за Афганистана. Было очень странное чувство. Представьте: вы позвали к себе гостей, выкатили на стол всё, что могли, а ваше приглашение гости отвергли. Отвергли потому, что сверху приказали. Я видел, как плакали американские пловцы, узнав о запрете на поездку. Мы стали сдвигать наши столы во время обедов, объединялись командами в столовой. Вот так наивно пытались продемонстрировать миру, что нас просто так не поссоришь.
А потом мы сами наступили на те же грабли - решили бойкотировать Игры в Лос-Анджелесе в 84-м. Пропаганда включилась тогда по полной. Мол, США не способны гарантировать советской сборной должную безопасность. Честно говоря, я до последнего не верил, что мы не едем на Игры. Считаю, что у многих наших спортсменов тогда просто украли мечту. Люди четыре года пахали ради возможности поехать на Олимпиаду, а какой-то чиновник из Политбюро все усилия взял и перечеркнул... И когда я спустя 35 лет вновь слышу призывы к бойкоту спортивного турнира, мне это кажется абсурдным (речь о бойкоте чемпионата мира-2018 по футболу в России со стороны ряда западных парламентариев. - Ред.). Если эта политика ещё раз придёт в спорт, то вряд ли от него что-то останется. Ведь смысл спорта в том, что важны профессиональные качества людей, а не их национальная принадлежность.
Читайте также: Бойкот-84. Как СССР подарил США олимпийскую победу
«Я не уйду!»
«Где новые Сальниковы, Поповы?» - этот вопрос мне задают часто. Но для того, чтобы стать лидером в плавании, страна должна иметь адекватное количество бассейнов. Сейчас их около 3 тысяч. Мы можем обеспечить бассейнами только 9% населения, тогда как в США плавают миллионы. Бассейны есть фактически в каждой школе (по статистике, их порядка 300 тыс.). И где больше шансов вырастить нового Фелпса? (Американский пловец, единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион. - Ред.) Но даже при всех проблемах посмотрите, какие результаты показывает наша молодёжь! Два года назад на юниорском чемпионате мира мы обошли американцев. В прошлом году на чемпионате Европы завоевали 19 золотых медалей. Сейчас на Европейских играх - 23. Какова вероятность, что эти медали «всплывут» и на чемпионате мира в Казани? Не хочу давать прогнозов, но уверен, что победы будут (наш разговор состоялся на старте турнира. - Ред.).
Что касается отсутствия допинговых скандалов - здесь абсолютной уверенности у меня нет. Да, у нас вовсю работает антидопинговая программа, мы всячески содействуем, чтобы у пловцов брали чаще пробы на наличие запрещённых препаратов в организме. Но у этой проблемы две стороны - есть злоумышленники, а есть просто безалаберные. Меня поражает, когда спортсмены в силу элементарного непонимания серьёзности вопроса глотают всё, что порекомендуют. А допинг ведь на каждом шагу! Вот и страдают ребята от своей безграмотности или от излишней доверчивости. Юлия Ефимова - как раз такой случай (после положительного результата допинг-теста трёхкратная чемпионка мира была дисквалифицирована на 16 месяцев. - Ред.). Она ведь ничего не скрывала, сказала, что употребляла обычные пищевые добавки. Спрашиваем: «Где купила?» Она: «В магазине спортивного питания в Америке». «А зачем туда пошла?» Она: «У меня кончился препарат, которым я пользовалась в России». «А ты этикетку на упаковке изучила?» Она: «Нет, продавец заверил, что допинга тут нет». Ну что тут сказать?..
Я возглавляю Федерацию плавания и чувствую полную ответственность за всё, что происходит. Но если вы хотите услышать от меня, что застрелюсь или выброшусь из окна в случае обнаружения у кого-то допинга... Нет, этого не будет. Я, как красноармеец Сухов, буду мучиться. Из-за допингового скандала подал в отставку глава Федерации лёгкой атлетики Валентин Балахничёв, посчитав себя виноватым, взял вину на себя. Благородный поступок. Но мне кажется, это не совсем правильно - так уйти. Надо засучить рукава и истреблять эту заразу, пока есть силы. И даже когда их уже нет.