Примерное время чтения: 13 минут
3222

Автоспортивные игры. Почему исключён «золотой состав»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Что отпугивает аистов? 30/10/2019
Президент Российской автомобильной федерации (РАФ) Виктор Кирьянов выступает перед началом соревнований за Кубок Чеченской Республики по кольцевым автогонкам.
Президент Российской автомобильной федерации (РАФ) Виктор Кирьянов выступает перед началом соревнований за Кубок Чеченской Республики по кольцевым автогонкам. / Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

1 ноября начинаются первые Международные автоспортивные игры. Российскую сборную представят 8 спортсменов в 6 дисциплинах: Gran Turismo (GТ), картинг слалом на электрокарах, дрифт, TCR — кольцевые гонки в классе «туринг», «Формула-4» и кибергонки GT. Амбассадором нашей команды станет президент Российской автомобильной федерации (РАФ) Виктор Кирьянов.

Без «золотого состава»

Виктор Кирьянов: Международные автоспортивные игры — это проект Международной автомобильной федерации. «Выросли» они из Кубка наций 2018 года, но тогда страны выставляли спортсменов только в категории GT. Игры пройдут с 1 по 3 ноября в Италии, на трассе Валлелунга, и определят сильнейшую национальную федерацию автомобильного спорта. А торжественная церемония открытия состоится в центре Рима.

Марина Набатникова, «АиФ»: Но почему в нашей команде не будет звёзд?

— Не только в нашей. Правила игр составлены так, чтобы можно было определить уровень развития национального автоспорта. Именно поэтому принято условие: в команде не может быть действующего «золотого состава», то есть действующих чемпионов и призёров официальных мировых и европейских чемпионатов. А в картинге вообще требовалось отсутствие боевого гоночного опыта. Задача — оценить потенциал.

Автоспорт
В 65 регионах страны развивается автоспорт. Фото: Российская автомобильная федерация

— Тогда как определялся состав команды?

— При определении состава сборной мы учитывали результаты в национальных чемпионатах и национальных зачётах, а также опыт международных выступлений пилотов и их репутацию. 

Поверьте, совет РАФ по спорту определил очень достойный состав. Это ребята, к которым я лично отношусь с большим профессиональным и человеческим уважением. Эти гонщики — лицо нашего спорта, своей страны. Уверен, они достойно продолжат череду достижений наших сегодняшних героев — пилотов, чьими победами и чемпионскими титулами в мире мы очень гордимся.

«От мастерства на трассе к безопасности на дорогах»

— Виктор Николаевич, за последние годы российский автоспорт заметно вырос, и сегодня наша страна в нём выглядит достойно...

— Безусловно. Наши гонщики выступают в мировых и европейских чемпионатах: по результатам прошлого сезона Россия вошла в топ-10 стран мира по количеству медалей. Мы принимаем крупнейшие международные гонки: этап «Формулы-1», ралли-рейд «Шелковый путь», этап чемпионата Европы по бахам «Северный лес». И это значит, что система автомобильного спорта работает должным образом. 

— Означает ли это, что автоспорту оказывается должная поддержка? Ведь это очень дорогой вид спорта.

— Что касается дороговизны — да, нужны средства на покупку, подготовку и содержание спортивного автомобиля, на шины, бензин и запчасти. На участие в соревнованиях и обеспечение тренировочного процесса, работу механиков. На создание и содержание инфраструктуры — автодромов. 

Сейчас на поддержку 200 официальных соревнований, включённых в единый календарный план Минспорта, выделяется 3,5 млн руб. в год. Как вы понимаете, это весьма незначительно для автоспорта. Остальные средства нужно добрать от реализации коммерческих прав и спонсорских возможностей, билетов. 

Но вообще у нашего вида как общественно важной части жизни есть три основных кита поддержки: помимо государства, ещё бизнес и медиа. И федерация регулирует процессы внутри автоспорта таким образом, чтобы все получали необходимый эффект и были заинтересованы в его развитии. 

Государственные задачи — это прежде всего глобальная безопасность на дорогах (кстати, главный девиз РАФ: «От мастерства на трассе к безопасности на дорогах»), здоровый образ жизни, привлечение молодёжи к техническому творчеству, а также испытание новых технологий в автомобилестроении, воспитание профессиональных водителей и технических специалистов. Для бизнеса автоспорт — испытательный полигон технических, горюче-смазочных и других материалов, мощный элемент маркетинга. Для медиа — зрелищный вид спорта, обеспечивающий интересный для аудитории контент. 

Достаточно иметь автомобиль

— При нынешней тотальной автомобилизации много ли людей, которые идут в автоспорт?

— У нас сейчас 5 тыс. гонщиков-обладателей лицензий РАФ. Есть ещё любители, которые идут в спортивные школы, на трек-дни на автодромах, в прокатный, а потом в гоночный картинг, на гоночные симуляторы. 

В принципе, чтобы начать заниматься автоспортом, достаточно иметь автомобиль. Есть же простейшие дисциплины, которые не только доставляют удовольствие от азарта спортивного соперничества, но и в конечном счёте повышают водительское мастерство, а это одна из ключевых задач автоспорта. Есть любительские ралли, ралли на ретроавтомобилях, трофи-рейды, простейшие слаломы, спринты... Всё это доступно для каждого автомобилиста. 

— То есть молодым людям, страстно желающим испытать возможности автомобиля и свои собственные, не обязательно дрифтовать по ночам на пустынных дорогах и гонять на участках без камер? 

— Я большую часть жизни отдал службе в ГИБДД, был замминистра внутренних дел, вхожу в панель высокого уровня по безопасности дорожного движения Международной автомобильной федерации, входил в Комиссию по безопасности ООН. И, конечно, я не могу спокойно относиться к таким увлечениям, потому что это нарушения, которые неизбежно ведут к дорожно-транспортным происшествиям, увечью и гибели людей. Адреналин нужно получать на спортивных трассах, где созданы все условия для безопасного состязания: как для спортсмена и его соперников, так и для зрителей.

Дрифт
Соревнования по дрифту финального этапа юбилейного, 10-го сезона Российской дрифт серии Гран-при (RDS GP) в Сочи. Фото: РИА Новости/ Артур Лебедев

Хочешь гонять и дрифтовать — добро пожаловать на автодромы. Есть гоночные школы, есть трек-дни. Вот там и нужно реализовывать свою жажду скорости, показывать мастерство владения автомобилем. Можно участвовать в официальных соревнованиях: в дрифте, в ралли, в кроссе, в простейших массовых дисциплинах автомобильного спорта. А подвергать себя и других участников движения необдуманной опасности недопустимо.

— Но всем ли есть куда пойти, если речь идёт о регионах? 

— В Российскую автомобильную федерацию входят 65 аккредитованных региональных федераций. Это значит, что в 65 регионах развивается та или иная дисциплина (или несколько дисциплин) автоспорта. 

Много ли трасс?

— В России 25 стационарных трасс, сертифицированных РАФ. Достаточно ли этого для нашей страны и каково их качество?

— Сертификация как раз подтверждает высокое качество трассы. Причём специалисты Комитета трасс и безопасности РАФ или спортивные комиссары контролируют его постоянно, и в первую очередь — соответствие требованиям безопасности.

Можно говорить, что 25 трасс явно недостаточно для такой огромной страны, как Россия. Однако создание новых должно соответствовать развитию автоспорта в регионах и потребности с точки зрения привлечения к занятиям автоспортом обычных водителей для повышения их водительского мастерства.

— Сочинский автодром уже прошёл проверку «Формулой-1». Что вы можете сказать об открытом недавно автодроме «Крепость Грозная»?

Первые соревнования там состоялись летом 2015 г. Автодром в столице Чеченской Республики способен принимать соревнования по дрэг-рейсингу, кольцевым гонкам, кроссу и картингу. В сезоне этого года там прошёл этап чемпионата по ралли-кроссу. 

«Крепость Грозная» — современный многофункциональный комплекс, который имеет важное для нашей страны преимущество: он находится на юге, а потому функционирует круглогодично. И аналогов ему у нас пока нет. 

Виктор Кирьянов
В. Кирьянов (в центре), боевой пилот «Формулы-1» 2018 г. С. Сироткин (слева) и чемпион «Формулы-3» 2019 г. Р. Шварцман. Фото: Георгий Поляков/Российская автомобильная федерация

— Строится спорткомплекс IGORA DRIVE под Санкт-Петербургом. Присутствие на открытии его первой очереди президента Международной автомобильной федерации Жана Тодта вызвало слухи о том, что «Формула-1» из Сочи «переедет» в Питер. Так может произойти?

— Конечно, это будет отличный комплекс технических видов спорта, в проекте 10 гоночных трасс. Он способен вмещать до 50 тыс. зрителей. Жан Тодт сказал, что такого ещё не видел. Огромное и очень красивое здание клуба с выставочными зонами и рестораном, мультимедийным пространством. Но о переносе туда российского этапа «Формулы-1» пока речи нет.

— Какие ещё проекты можно ждать?

— Завершается обустройство постоянной трассы для дрэг-рейсинга (спринтерские заезды, гонки на ускорение, где скорости достигают 500 км/ч и более, — Ред.) на взлётной полосе бывшего аэродрома Быково. Отличная трасса, соответствующая всем международным требованиям. Она сможет принимать соревнования по дрэг-рейсингу для любых классов автомобилей.

Будут и другие проекты, но об этом можно будет говорить после тщательной проработки их экономической и спортивной составляющих, а также подтверждения соответствия требованиям безопасности.

Кстати
В мире кибергонок миллионы зарегистрированных аккаунтов, и 400 тыс. из них — российские. В Международной автофедерации появилась комиссия виртуальных гонок. Она проводит официальные соревнования между киберспортсменами и награждает их победителей наряду с пилотами гонок реальных. В российской сборной на Международных автоспортивных Играх есть и такой пилот. Нынешний уровень графики и симуляторов, говорят в РАФ, обеспечивают участникам киберсоревнований тренировку и повышение реальных гоночных навыков.

Женщины и киберпилоты

— Женщины в последнее время проникают повсюду, в том числе и в автоспорт. Как вы оцениваете женский сегмент в российском автоспорте? 

— Я очень дорожу этим нашим сегментом, поверьте (улыбается). В последние годы Международная автомобильная федерация начала уделять особое внимание развитию женского автоспорта: появилась женская формульная серия «W series» на автомобилях «Формула-3». Наша гонщица, 16-летняя Ирина Сидоркова, прошла отбор в эту серию, будем болеть за неё в 2020 году.

Как и в международном автоспорте, у нас нет деления на «женский» и «мужской». Женщины и даже женские экипажи выступают во всех спортивных соревнованиях. Но надо признать, что пока это явление не стало у нас массовым. Исследователи, например, нашего университета физкультуры считают главной причиной не физиологическую, а социальную. Ведь много-много лет главным предназначением женщины считались дом и семья. 

— Наверное, в этом виде спорта много женщин и не надо...

— Но среди наших женщин есть просто потрясающие! Во время Генеральной ассамблеи ФИА в Санкт-Петербурге мы устраивали международную встречу «Женщины в автоспорте». Собралось больше 70 человек: профессиональные спортсменки из разных стран, журналисты, даже маленькие девчонки-гонщицы. Говорили не о гендерных особенностях, а о высоком профессионализме. И мне очень приятно, что в России нет острой проблемы по поводу места женщин «под солнцем»: посмотрите, у нас девчонки занимают и ключевые посты в федерации, и на промоутерских позициях, и в гонках участвуют, и журналисты автоспортивные блестящие. Количество судей-женщин растёт. Судейский корпус российского этапа «Формулы-1» в Сочи на 60% состоит из женщин. 

— Ещё одна тенденция — киберспорт. Даже в составе российской сборной на Международных автоспортивных играх есть пилот виртуальных гонок. Но реальные гонки — это всегда реальный адреналин. Можно ли сказать то же о виртуальных, где опасность отсутствует?

— Вы знаете, уровень графики и симуляторов сейчас такой, что приближает кибергонщика к ощущениям от гонок реальных. Поэтому адреналин там тоже зашкаливает. И в Международной автофедерации появилась комиссия виртуальных гонок, которая проводит официальные соревнования между киберспортсменами и награждает их победителей наряду с пилотами реальных гонок. А участие в этой дисциплине более доступно: можно купить оборудование или заниматься в залах, где есть симуляторы.

Справка

По итогам 2018 года по медальному зачёту стран в международных соревнованиях Россия заняла 9 место, обойдя такие признанные в мире автоспорта страны, как Финляндия, Испания и Япония.

Российские спортсмены укрепились среди лидеров в ралли-рейдах и картинге. Первым участником «Формулы-1» был Виталий Петров, за ним — Сергей Сироткин и Даниил Квят. В 2018 г. на церемонии награждения чемпионов автоспорта раллисты Алексей Лукьянюк, Алексей Арнаутов и победитель Международного кубка по дрифтингу Георгий Чивчан получили награды из рук президента ФИА Жана Тодта

В 2019 году Роберт Шварцман выиграл «Формулу-3». Матвей Фуражкин стал чемпионом Европы по автокроссу, Айдар Нуриев — чемпионом Европы по ралли-кроссу. Тимур Тимерзянов — первый россиянин, выигравший этап чемпионата мира по ралли-кроссу. Федор Воробьёв и Кирилл Шубин — обладатели Кубка мира по бахам (зачёт Т3).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы