Новость о контракте между Максом Ферстаппеном и главной кузницей молодых пилотов Toro Rosso стала главным сообщением последних дней в «Формуле-1». 16-летний парень, сын бывшего напарника Михаэля Шумахера, произвёл сенсацию в европейской «Формуле-3» и стал лакомым кусочком для всех скаутов Королевы автоспорта. За контракт с ним боролись Red Bull и Mercedes, лидеры чемпионата мира пяти последних лет. Перевесило предложение первых — соглашение с Red Bull обеспечило Ферстаппену место боевого пилота Toro Rosso уже на 2015 год.
Для российских болельщиков это сообщение не менее значимо, чем для голландцев. Ферстаппен приходит в Toro Rosso на место Верня, следовательно, лидером команды в следующем году будет Даниил Квят. За плечами россиянина будет первый год выступлений в «Формуле-1», так что теперь он станет мишенью для дерзкого дебютанта, каковым сам сейчас является.
Год Квята
Звезда Даниила Квята взошла прошлым летом. 19-летний парень с переменным успехом выступал сразу в двух чемпионатах — европейской «Формуле-3» и GP3 Series. Ему приходилось постоянно пересаживаться с одной машины на другую, работать с двумя командами инженеров и трудиться вдвое больше других молодых пилотов.
Даниил Квят сядет за руль одной из лучших машин «Формулы-1» →
Квят быстро приспособился к нагрузке и к концу лета начал побеждать в GP3 Series. Сначала он выиграл гонку на трассе Гран-при Бельгии «Формулы-1», затем первенствовал в итальянской Монце, а также выиграл этап «Формулы-3» на легендарной трассе в Зандворте. Даниил быстро поднялся в турнирной таблице и победой в Абу-Даби оформил чемпионский титул.
Победа молодого русского навела руководство Red Bull на мысль привести гонщика в «Формулу-1». Главным претендентом на место в Toro Rosso, дочерней структуре австрийской фирмы, считался Карлос Сайнс-младший, но тот по всем статьям проиграл Квяту в GP3 Series. Так новым напарником Жана-Эрика Верня стал Даниил.
С первых же гонок Квят продемонстрировал высокую скорость, и хотя немного уступал напарнику на незнакомых трассах, набирал очки и произвёл хорошее впечатление. Затем пришёл черёд гран-при на тех треках, где Даниил уже гонялся, — скорость россиянина вышла на новый уровень. Он уже регулярно опережал Верня в квалификациях.
Сейчас у Квята шесть очков, он занимает 15-е место в общем зачёте. Однако результат мог быть и выше, основные проблемы связаны с ненадёжностью автомобиля. Toro Rosso удалось довольно быстро справиться с недостатками двигателя Renault, но к середине сезона различные компоненты начали отказывать.
Трудности стоили Квяту многих очков, но впечатление на всех сочувствующих «Формуле-1» он произвёл. Именно Квята многие специалисты называют главным открытием сезона. По крайней мере, на фоне других дебютантов он допускает меньше ошибок и стабильнее на длинных отрезках дистанции. Вместе с этим Квяту зачастую удаётся раскрыться на одном быстром круге и извлечь из автомобиля максимум. Во многом именно успех Даниила стал поводом дать шанс ещё одному вундеркинду из обоймы Red Bull — Максу Ферстаппену.
Год Ферстаппена
Широкая публика о Максе Ферстаппене до недавнего времени вообще слышала мало. Подросток тем временем выиграл национальные картинговые первенства Голландии и Бельгии, а затем отправился покорять европейскую и мировую серии. В возрасте 15 лет Ферстаппен выиграл чемпионат мира по картингу в самой престижной категории KZ1.
Впервые за руль гоночной машины Макс сел в октябре прошлого года, это были тесты машин Формулы-Renault и «Формулы-3». В результате выбор пал на последнюю — здесь более мощные двигатели и отличная возможность научиться работе с инженерами.
Специалистам талант Ферстаппена был очевиден с первых же гонок. Подросток филигранно обращался с педалью газа, с небольшим заносом задней части «вкручивал» машину в повороты с первых же кругов. Уже в начале мая Макс одержал свою первую победу, но на пик формы голландец вышел в июне — шесть побед подряд. В общей сложности из прошедших в этом году 27 гонок Ферстаппен выиграл восемь.
За два этапа до окончания сезона голландец занимает второе место общего зачёта, уступая лишь Эстебану Окону, за плечами которого уже два полных сезона. Английские специалисты называют Ферстаппена самым одарённым пилотом своего поколения.
Выступление Макса за Toro Rosso означает, что фамилия Ферстаппен возвращается в команду. Именно здесь в 2003-м завершил карьеру отец дебютанта — Йос Ферстаппен, который в 1994-м даже гонялся в одной команде с Михаэлем Шумахером, но добиться значимых успехов так и не смог.
Сами за себя
Многие отмечают, что контракт с Ферстаппеном заключён авансом. У него пока недостаточно опыта в гонках вообще, не говоря уже о выступлениях на таком уровне. Однако подобное говорили и о Данииле Квяте, и о Валттери Боттасе, пришедших в «Формулу-1» из GP3 Series. Теперь же оба блистают. При этом результаты Квята фактически хоронят карьеру Верня, гонщика, у которого россиянин должен был учиться.
Кадровая политика Toro Rosso предельно проста — тот, кто сильнее, получает шанс проявить себя и переходит в Red Bull, чтобы бороться за чемпионский титул. Накануне текущего сезона в главную команду Дитриха Матешитца ушёл Даниэль Риккардо. В этом году он начал побеждать и теперь идёт третьим в чемпионате.
Квят пришёл в Toro Rosso как раз на место Риккардо. Потенциал Даниила был виден с первых же гонок, и Верню пришлось искать варианты продолжения карьеры в других командах. Увольнение француза стало вопросом времени. Как выяснилось, не такого уж и далёкого — контракт с Ферстаппеном заключён за восемь гонок до окончания сезона.
Та же участь постигла многих протеже Red Bull, не оправдавших доверия. До флагманской команды концерна так и не «доросли» Хайме Альгерсуари, Себастьен Буэми и Себастьен Бурде. Кто-то теперь готовится выступать в гонках электромобилей, а кому-то остаётся смотреть гонки по телевизору.
Конечно, в таких условиях никто не может чувствовать себя спокойным за своё место. Руководство Red Bull намеренно генерирует напряжение. Если ты сильнее всех, то уж напарника-то обогнать обязан. Если Квят разочарует на фоне Ферстаппена, он потеряет место в команде. Если Ферстаппен не оправдает надежд, вылетит он.
Многие считают, что у Квята и Ферстаппена есть два года, чтобы всему научиться и впечатлить боссов Red Bull. Ключевой фигурой в данном контексте является Себастьян Феттель. Его контракт с Red Bull рассчитан до конца 2015 года, однако в связи с трудностями этого года немец рассматривает возможность перейти в Mercedes, Ferrari или даже McLaren Honda. Если чемпион действительно покинет команду, кандидатов на его замену будет двое — Даниил Квят и Макс Ферстаппен.