Директор департамента маркетинга «Вольфсбурга», завоевавшего в этом году титул чемпиона Германии, Клаус Драх на своей лекции для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления рассказал об особенностях функционирования футбольного клуба.
- Клаус, как изменялись позиции «Вольфсбурга» после победы в чемпионате Германии?
- Еще год назад «Вольфсбург» считался серой мышкой. Если бы мы спросили у немецких любителей футбола, какая команда лишняя в бундеслиге, то на протяжении пяти лет подряд первое место с уверенностью занимал бы именно наш клуб. Теперь, конечно же, все изменилось.
- Каким образом это отразилось на функционировании департамента маркетинга, который вы возглавляете?
- Скажу так: лучший маркетинговый ход - стать чемпионом Германии. Но если отбросить в сторону шутки, то станет понятно, что без сопутствующих акций не может обойтись ни один клуб, и «Вольфсбург» здесь не исключение. Конечно же, интерес к нашему клубу повысился, а это означает, что спонсоры теперь будут пристальнее следить за нами, и предлагать гораздо более выгодные условия контрактов.
- Стратегия развития клуба будет скорректирована с учетом этого?
- Клуб расширит количество площадей, чтобы как можно больше спонсоров могли размещать свою рекламу. В это же время каждое отдельное рекламное место или послание станет более дорогим.
- Если отвлечься от спонсоров, на чем еще зарабатывает «Вольфсбург»?
- Здесь можно говорить о стандартном наборе, который характерен для любого европейского клуба. Это и продажа прав на телетрансляции, и доходы от стадиона, и мерчендайзинг. Нужно отметить, что в силу того, что в городе, где базируется клуб, расположен завод «Фольксваген», который и является владельцем клуба, билеты на обычные трибуны мы не можем делать очень дорогими, чтобы не отпугнуть обычных рабочих - людей, для которых и играет «Вольфсбург». И в плане доходов от арены ставка делается на продажу VIP-лож - состоятельные люди готовы платить за то, чтобы пережить бурные эмоции.
- От VIP-лож есть какая-то польза, помимо комфортных условий для просмотра футбола?
- В ложах нередко заключаются деловые соглашения, и главный плюс здесь в том, что все это происходит на эмоциях. Посмотрите, что происходит, когда «Вольфсбург» забивает гол: обниматься начинают даже незнакомые люди, и неудивительно, что потом они заключают между собой какие-то соглашения. То есть мы действуем практически как маркетинговое агентство - помогаем нашим клиентам найти точку приложения усилий.
- Планирует ли клуб выходить на новые рынки?
- Конечно, мы расширимся, в частности, выйдем на азиатский рынок. Но поймите, в клубе маркетингом занимаются только 13 человек, так что мы не можем себе позволить гнаться сразу за всеми зайцами.