Пока что чемпионат Европы во Франции ассоциируется исключительно с фанатскими войнами. Пьяные драки, разгромленные рестораны и кафе, раненные болельщики и даже убитые фанаты — все это ужасно. Но нам пока показывают исключительно красочную картинку. Мало кто пытается углубиться и понять, почему произошло то, что мы имеем?
Самый легкий вариант — списать все на сумасшедших российских и английских фантов, которых, по версии УЕФА и газет, хлебом не корми — дай подраться и погромить город. Официальный выход из ситуации тоже прост — наложить огромный штраф на футбольные сборные обеих стран, пригрозить дисквалификацией и, в случае чего, отправить нашу команду с Евро-2016 домой.
Но ведь есть другое, более сложное, но и в то же время более логическое объяснение уже произошедшего и продолжающего происходить во Франции.
Англия в Марселе — это провокация
Для начала необходимо задать вопрос организаторам турнира: почему сборной Англии выпало играть свой самый непредсказуемый (с точки зрения поведения фанатов) матч именно в Марселе?
Французы просто не могли не помнить чемпионат мира 1998 года, когда англичане разгромили Марсель во время матча с Тунисом на групповом этапе. Это побоище вошло в историю. По сравнению с ним столкновения россиян и британцев в этом году — небольшая драка дошколят в песочнице.
С тех пор любое появление английской команды в Марселе сопровождается стычками, не только с соперником, но в первую очередь с местными жителями, для которых Англия один из самых больших раздражающих факторов.
«Официально это была жеребьевка. Но Блаттер недавно официально заявил, что одна из жеребьевок УЕФА была гарантированно подтасована. Если в этом случае судьбу матча Россия — Англия решал жребий, то я бы предпочел, чтобы организаторы процедуру подделали. Чисто с точки зрения безопасности Англию и Марсель надо разделять. У англичан есть своя „кредитная история“ в этом городе. Через пять-десять лет эта история продолжается», — уверен один из самых авторитетных представителей движения болельщиков московского «Спартака» Олег Семенов, в фанатской среде более известный под прозвищем «Мосфильмовский». К журналистам Семенов присоединился по ходу медиа-тура «Россия любит футбол Драйв», организованного общественным движением «Россия любит футбол» при поддержке Министерства спорта страны..
Разве после этого можно сказать, что появление англичан в Марселе на Евро-2016 — случайность? Тем более, когда речь идет об игре с Россией, которая не могла обойтись без фанатских столкновений.
«Можно ли усмотреть в этом провокацию? Смотрите, когда мы играли на клубном уровне в том же Лоне, нас приехало на игру максимум 500 человек, но нас так встречали, что боже мой. Почему здесь, на чемпионате Европы, при всей опасной ситуации во Франции, этого не было сделано, я не знаю», — комментирует наш собеседник.
Общая трибуна
Еще один неприятный вопрос, который необходимо задать организаторам турнира: почему российские и английские фанаты оказались на одной трибуне, не отгороженные друг от друга ничем, кроме неширокого лестничного пролета, который вообще в счет не идет?
Если бы речь шла о 70-80 годах прошлого века, это можно было бы списать на случайную ошибку. Но современный футбол таков, что на любом матче фанатов двух команд рассаживают на разные сектора, чтобы не произошло стычки во время матча. Это как для школьника 2+2=4 — это закон, который во время проведения турниров невозможно не знать.
«Для начала должны быть разграничены зоны, в которых болельщики двух команд будут собираться. Даже у нас в Махачкале и Грозном научились это делать — когда фанаты приезжают в город, их либо встречают, либо везут в отдельную зону, где он с болельщиками других команд не пересекаются. Так было в Шарлеруа в 2000 году на матче Англия — Германия, когда город был поделен войсками пополам — справа англичане, слева — французы. Они нигде не пересекались ни до матча, ни после. В Марселе это не было сделано ни в городе, ни на стадионе», — объяснил Олег Семенов.
Что мы имели в Марселе? Фанаты сборной России и Англии оказались на одной трибуне — за воротами, которые в первом тайме защищал Игорь Акинфеев. Надо понимать, что это была не центральная трибуна, а та, что находится за воротами. На нее продаются самые дешевые билеты, которые покупают радикальные фанаты — от них и исходит главная опасность. Как английских и российских футбольных хулиганов посадили вместе — загадка.
«Понятно, что все хотят заработать. Бары хотят заработать — продать пиво в стеклянной таре, а УЕФА хочет заработать — продать билеты, которые не были выкуплены российскими болельщиками на отведенную им трибуну. Но даже если вы это знаете, вы же видите, кто покупает эти билеты, кто приходит на стадион. Вы должны были препроводить их на другой сектор, где сидели англичане. Во всем мире это делается. Почему так не было сделано в марселе, я не представляю. Это элементарные вещи — азбука», — продолжил Семенов.
Привет из Ланса
Дальше больше. На игру второго тура против Словакии сборная России отправляется на север Франции — в Лилль. Войны два фанатских лагеря друг другу не объявляли, так что о побоище в городе никто и подумать не мог.
Вот только организаторы почему-то не учли, что в Лилль могут приехать не только словацкие и российские болельщики, но и те же англичане. Тем более, что сделать им это будет легче легкого. Дело в том, что свой второй матч на Евро-2016 Англия проводит с Уэльсом в городе Ланс. Любой знающий футбольную географию Европы понимает, что от Ланса до Лилля ехать не больше получаса.
Что мы имеем на данный момент? В Лансе уже начались погромы — это английские и валлийские фанаты, объединившись против общего «врага», начинают провоцировать россиян.
«Конечно, это ошибка организаторов. Нужно было понимать, что англичане при желании приедут в Лилль», — считает Олег «Мосфильмовский».
Пока российских болельщиков в городе не так много — большинство еще находятся в дороге и собираются приехать в город в день матча. Но уже в городе периодически вспыхивают стычки. Причем англичане, распевающие в центре Лилля неприличные песни про Россию и прыгающие на флаге нашей страны, нападают не только на фанатов. За сутки до матча от рук англичан пострадал один из российских журналистов, на которого напали и отобрали мобильный телефон. Полиция на жалобу никак не отреагировала.
Что начнется в день игры — никто не знает. Вполне возможно, что нас ждут новые беспорядки, которые только подхлестнет смерть английского фаната, пострадавшего в стычках с российскими оппонентами. Британцев может захлестнуть жажда мести.
Могли ли организаторы Евро-2016 предположить, что после игры первого тура фанаты могут захотеть продолжить свои разборки и дальше? Да, могли. Тогда почему поставили матчи сборной России и Англии во втором туре в соседние города, да еще и разнесли их на разные дни, 15 и 16 июня, вместо того, чтобы выбрать для проведения этих встреч города подальше, или хотя бы отыграть матчи в рамках одного дня, чтобы развести фанатов? Ответов на эти вопросы пока никто не дал, и это очень настораживает.