Примерное время чтения: 5 минут

Путь к причалу. Первая женщина-космонавт России за 17 лет добралась до МКС

Елена Серова.
Елена Серова. Reuters

Старт по плану

В ночь на 26 сентября 2014 года в истории отечественной космонавтики произошло знаменательное событие. После 17-летнего перерыва в космос отправилась представительница России.

38-летняя россиянка Елена Серова, четвёртая представительница нашей страны в космосе после Валентины Терешковой, Светланы Савицкой и Елены Кондаковой, была назначена бортинженером экипажа «Союз ТМА-14М» в 2011 году.

Все три последних года к Серовой было приковано пристальное внимание журналистов. Сама Елена к своему полёту не относилась, как к какому-то экстраординарному событию, подчёркивая, что такой профессии, как женщина-космонавт, нет, и она работает наравне с мужчинами.

Тем не менее, вне всяких сомнений, к новой экспедиции на МКС участие в ней россиянки привлекает особый интерес.

Командир корабля Александр Самокутяев, бортинженеры Барри Уилмор и Елена Серова
Командир корабля Александр Самокутяев, бортинженеры Барри Уилмор и Елена Серова. Фото: Reuters

Запуск космического корабля «Союз ТМА-14М» с экипажем в составе командира корабля Александра Самокутяева, а также бортинженеров Елены Серовой и Барри Уилмора (США, НАСА) был произведён с космодрома Байконур в 00:25 по московскому времени 26 сентября.

По сообщению «Роскосмоса», через 528 секунд полёта «Союз ТМА-14М» штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя на орбите искусственного спутника Земли.

На честном слове и «на одном крыле»

Однако путь Елены Серовой и её товарищей к Международной космической станции гладким не получился. Как сообщил журналистам представитель Центра управления полётами, после выхода на орбиту у корабля не раскрылась одна из солнечных батарей.

Нештатная ситуация вызвала нехорошие воспоминания. Солнечная батарея не раскрылась в самом первом полёте кораблей серии «Союз» в 1967 году — у «Союза-1», который пилотировал Владимир Комаров. Тот полёт закончился катастрофой и гибелью космонавта при возвращении на Землю.

Вспомнилось и поверье, согласно которому пребывание женщины на корабле не сулит ничего хорошего.

Впрочем, специалисты поспешили погасить панические настроения. Несмотря на нештатную ситуацию, экипаж корабля продолжил работу по шестичасовой схеме подлёта и стыковки с МКС. Все системы «Союза ТМА-14М», за исключением злосчастной батареи, работали нормально.

Как заявил представитель ЦУПа, в течение ближайших часов станет понятно, смогут ли космонавты добраться до МКС по укороченной шестичасовой схеме или же перейдут на двухсуточный режим.

Не выражал серьёзных опасений и представитель НАСА, сообщивший, что в аккумуляторах «Союза» достаточно энергии для сближения и стыковки с МКС.

Союз ТМА-14М
«Союз ТМА-14М». Фото: Reuters

Лучшая девушка на МКС

Все тревоги развеялись, когда «Роскосмос» сообщил: космический корабль «Союз ТМА-14М» благополучно причалил к малому исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента Международной космической станции. Переходить на двухсуточный режим не пришлось, «Союз» прибыл к месту назначения в соответствии с первоначальным планом.

Самое интересное произошло после стыковки. Как сообщил журналистам глава «Роскосмоса» Олег Остапенко, заклинившая солнечная батарея, вызвавшая столько волнений, после успешной пристыковки к МКС всё-таки раскрылась.

Вероятно, капризной системе стало неудобно перед дамой.

Елена Серова, только начав полёт, уже сделала несколько достижений. Она стала первой россиянкой, которая работает на Международной космической станции. Кроме того, Серова стала самой возрастной из россиянок, совершившей первый полёт: Валентина Терешкова стартовала в 26 лет, Светлана Савицкая — в 34 года, Елена Кондакова — в 37 лет. И, безусловно, Серова — первая россиянка, добравшаяся до орбитальной станции «на одном крыле».

Полёт Елены Серовой и её товарищей по экипажу, по плану, продлится около 170 суток.