Британские учёные выяснили, что какао помогает насыщать мозг кислородом

Steve Buissinne / pixabay.com
Моcква, 24 ноября - АиФ-Москва.

Учёные сообщили, что флаванолы — органические вещества, содержащиеся в какао, повышают снабжение мозга кислородом, что благоприятно влияет на когнитивные способности, пишет журнал Scientific Reports.

Исследование проводили британские ученые из Бирмингемского университета вместе с американскими коллегами из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне.

Флаванолы представляют собой небольшие молекулы, содержащиеся во многих фруктах и ​​овощах, а также в какао. «Они придают фруктам и овощам яркий цвет и, как известно, полезны для сосудистой системы, — рассказала руководитель исследования Катарина Рендейро, преподаватель наук о питании в Школе спорта, физических упражнений и реабилитации. — Мы хотели узнать, полезны ли флаванолы также для мозга и могут ли они оказать положительное влияние на когнитивные функции».

В исследовании приняли участие 18 взрослых некурящих людей без выявленных болезней мозга, сердца, сосудов или дыхательных путей. Эксперимент включал в себя две части: сначала испытуемые пили какао, богатое флаванолами, затем — обработанное какао с очень низким содержанием этих молекул. Ни участники, ни исследователи не знали, какой из видов какао был в чашке в каждом конкретном случае. Двойное слепое исследование обеспечило отсутствие постороннего влияния на результаты.

Спустя примерно два часа после употребления какао участники дышали воздухом с концентрацией углекислого газа порядка 5%, что примерно в 100 раз превышает нормальный атмосферный уровень. Организм реагирует на это, увеличивая приток крови к мозгу, что позволяет быстрее вывести углекислый газ. По скорости оксигенации учёные смогли оценить функции сосудистой сети мозга.

Одновременно авторы давали участникам сложные задачи, требовавшие от них принимать противоречивые или конкурирующие решения. При помощи функциональной спектроскопии учёные фиксировали изменение кровотока к мозгу и измеряли оксигенацию во фронтальной коре — области мозга, играющей ключевую роль в планировании, регулировании поведения и принятии решений.

14 из 18 испытуемых после приёма флаванолов лучше справились со сложными когнитивными тестами, решив задачи на 11% быстрее, чем на исходном уровне или при употреблении какао с пониженным содержанием флаванолов. Четыре участника, у которых не отмечалось улучшения, и раньше были самыми сильными в группе: как в начале, так и в конце эксперимента у них была самая высокая реакция оксигенации. «Это указывает на то, что у тех, кто уже в хорошей форме, мало возможностей для улучшения», — пояснила Рендейро.

Таким образом, авторы эксперимента подтвердили, что употребление продуктов, богатых флаванолами, хорошо влияет на сосудистую функцию мозга и когнитивные способности, а также помогает мозгу быстрее восстанавливаться после лёгких сосудистых заболеваний.