Эксперт рассказал, как на мозге человека сказывается постепенная утрата навыка писать от руки, сообщает Российская газета.
Специалисты, которые проверяют работы участников «Тотального диктанта», отмечают, что их почерк ухудшается с каждым годом, и в этом году некоторые рукописные тексты практически невозможно было разобрать.
По словам учёного департамента психологии, заведующего лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ Сергея Киселёва, важен не красивый почерк, а тот факт, что графическая деятельность развивает и поддерживает в рабочем состоянии базовые механизмы мозга. Так, письмо от руки влияет на состояние минимум десятка разных функций – от обработки мышечной информации до механизмов, обеспечивающих произвольную регуляцию и контроль. Учёные доказали с помощью функциональной магниторезонансной томографии, что написание текстов от руки заставляет действовать зоны мозга, отвечающие за рабочую память, пространственные функции и способность переключаться. Это в свою очередь развивает связную развёрнутую речь и в конечном итоге позволяет человеку переключаться с одной идеи на другую, не зацикливаясь, избегая стресса и приспосабливаясь к меняющемуся миру.
Киселёв отмечает, что письмо от руки – сложный и комплексный вид деятельности, участвующий в развитии мозга человека. Когда мы набираем текст с помощью клавиатуры, это не даёт такого эффекта.
Полный отказ от «ручного» письма требует включения в жизнь альтернативных занятий, которые компенсируют это. Например, танцы и гимнастика также учат переходить с одного вида движения на другое, развивая механизм переключения в мозге. Мелкую моторику можно развивать при помощи лепки, вязания и работы с небольшими деталями, однако эти специфические виды деятельности подходят не всем детям.
Письмо от руки, по словам экспертов, не только поддерживает хороший уровень работы многих функций коры, но и благоприятно влияет на глубинные механизмы мозга. В частности, мелкая моторика оказывает позитивный эффект на ретикулярную формацию мозга, что поддерживает работоспособность всего органа.