С некоторых пор в профессиональных кругах принято делить кинотеатры на современные и несовременные. Зрителей, которые ходят в первые, подсчитывают, а затем публикуют суммы сборов той или иной картины. О вторых обычно молчат. В них, конечно, люди тоже ходят, но только за неимением выбора. Несовременные кинотеатры никогда не показывают «первый экран» (фильмы, демонстрируемые кинотеатрами в первую неделю общероссийского проката), их нет в торговых центрах, и такие определения, как «мультиплекс», «многозальник» и «цифровой», точно не про них.
В этом материале мы расскажем о современных российских кинотеатрах, осуществляющих коммерческие показы с
Свет
В помещении аппаратной кинотеатра центральное место по-прежнему занимают
В
Что любопытно, и в звукосчитывающем блоке аппарата теперь не применяются лампы накаливания, вместо них стоят светодиоды и полупроводниковые лазеры. А все потому, что аналоговые звуковые дорожки, занимающие участок между кадром и перфорациями на кинопленке, в настоящее время изготавливают по бессеребряной технологии (это порядком удешевляет производство). Обычные лампы не способны обеспечить требуемый уровень модуляции при считывании бессеребряной фонограммы из-за слишком широкого спектра распределения мощности излучения.
Звук
Отсутствие таблички «Dolby Digital» на входе в кинотеатр больше не означает, что в зале нет многоканального звука. Этот формат стал нормой, вот его и не указывают. Ведь и на телевизорах уже давно не пишут «цветной». В формате Dolby Digital сигнал записан блоками между перфорациями кинопленки. Большинство фильмокопий, выпускаемых отечественными лабораториями, содержат одновременно и аналоговую звуковую дорожку Dolby SR и цифровую Dolby Digital.
Цифровой сигнал поступает на вход процессора, который декодирует его и подает на усилители. Система позволяет восстанавливать без потери качества до четырех идущих подряд утраченных цифровых блоков (то есть целый кадр). Если утрачен более значительный участок фонограммы, процессор автоматически переключается на сигнал Dolby SR и ждет восстановления потока цифровых данных. Таким образом, аналоговая система записи звука по-прежнему необходима, она выполняет функцию резервной.
Вообще, воспроизведение аналоговой фонограммы во время киносеанса — ситуация рядовая и не расценивается персоналом как отклонение от нормального режима работы. К тому же едва ли среди обычных зрителей найдется специалист, способный на слух отличить пятиканальный аналоговый звук от шести-семиканального цифрового, если по ходу сеанса процессор на короткий период сменит режимы воспроизведения. Причины подобных переключений могут быть разные — от плохого качества изготовления самой фонограммы или ее износа до неправильной настройки кинопроцессора и считывающих головок.
Стоит заметить, что существующая система воспроизведения звука в современном кинотеатре весьма надежна. Конструкция кинопроцессора такова, что при возникновении программного сбоя он перейдет в аварийный режим. Тогда будет идти монофонический звук через АС центрального канала или, в зависимости от конфигурации, через три фронтальных канала. Известен случай, когда в одном из московских кинотеатров в период новогодних праздников отказался работать кинопроцессор и все фильмы, включая нашумевшую «Иронию судьбы: Продолжение», демонстрировались в аварийном монофоническом режиме. Зрители остались довольны.
При разработке формата Dolby Digital была предусмотрена его модернизация, что вскоре и произошло. Появилась усовершенствованная технология Dolby Digital Surround EX, позволяющая из левого и правого канала получить еще один — тыловой. Фильмы, записанные по такой системе, к сожалению, идут очень редко. По некоторым данным, в настоящий момент в этом формате в Москве демонстрируется лишь рекламный ролик одного известного мобильного оператора. Оттого-то и вызывает сомнения успешность (по крайней мере, в России) последней разработки лаборатории Dolby — звукового киноформата Dolby Digital Surround 7.1. Широко продвигаемые на западе цифровые пленочные форматы SDDS (Sony Digital Dynamic System) и DTS (Digital Theatre Systems) распространения в России тоже не получили.
Кадр
Что касается форматов кадра, используемых в современных кинотеатрах, то их можно разделить на две группы: широкоэкранные кашетированные (соотношение сторон 1,85:1 и 1,66:1) и широкоэкранный анаморфированный (соотношение сторон 2,35:1). Форматы 2,35:1 и 1,85:1 наиболее распространены, отсюда и наличие в проекторах двух объективов — анаморфотного и обычного (1,85:1), с двумя-тремя форматными рамками.
Форматы кадра | |
---|---|
Анаморфированное кино снимают кинокамерой с анаморфотной насадкой на объективе. Оптическая система уменьшает (сжимает) изображение по горизонтали в два раза. На снятом таким образом кадре картинка выглядит искаженной, вытянутой. Однако при демонстрации кино оптическая насадка, установленная на объективе проектора, растягивает изображение по горизонтали также в два раза. Таким образом, картинка полностью восстанавливается. Из всех широкоэкранных форматов этот имеет наибольшее поле кадра, а соответственно, и информационную емкость. Кашетированный же кадр ужасно нерационален, поскольку изображение в нем занимает чуть более половины возможной высоты, тогда как остальная часть остается незадействованной. В то же время «каше» прекрасно вписывается в широкое экранное поле. |
Широкоэкранный кашетированный формат 1,66:1 широко используется в Европе. Однако у нас стандартным фактически стало полотно 2,35:1; соответственно, при проекции кашетированных фильмов на такой экран его левая и правая части оказываются незадействованными. Правда, далеко не все залы оборудованы системой кашетирования, которая закрывает лишнюю площадь при проекции изображения в отличных от 2,35:1 форматах, выравнивая таким образом горизонтальные границы изображения на экране. Кстати, по нашим наблюдениям, именно эта недоработка кинозалов дает повод зрителям задуматься о многообразии киноформатов. И вызывает также ощущение, будто где-то в чем-то тебя обманули.
Процитируем пост с одного форума: «Ходили с друзьями на "Золотой век", и что вы думаете — рекламу прокрутили на всю ширину экрана, а как до фильма дело дошло, так срезали половину! Что за неуважение? На таком экране я и дома мог его посмотреть! Как это объяснит мне администрация?!» Или вот: «А что творится с экранами в "Каро" на "Пионерской"? У них вечно изображение не помещается на весь экран!»
Цифровые кинотеатры
Цифровое оборудование везде и всюду вытесняет аналоговое, однако имеющиеся в наших кинотеатрах цифровые проекторы показывают классические фильмы вовсе не лучше пленочных, а вдобавок очень дороги и не упрощают работу обслуживающего персонала. Но у кинотеатров нет сегодня другой возможности показывать объемное кино, а оно весьма популярно у зрителей.
Еще два года назад в залах с
Пленочное стереокино теперь крутят только в нескольких чудесным образом уцелевших кинотеатрах-аттракционах канадской сети IMAX. Но и этот гигант, с гигантским же форматом кадра, с 2008 года взял курс на цифровую проекцию.
Технология нулей и единиц
Западная киноиндустрия сейчас полностью сосредоточилась на выпуске стереокартин в цифровом формате. Технология нулей и единиц значительно удешевляет тиражирование и распространение копий. Проекция обычных (2D) лент осуществляется со стандартной для кинематографа частотой 24 кадра в секунду. В случае показа стереофильма (3D) частота удваивается, и кадры стереопары попеременно проецируются на экран.
Здесь, как и в бытовой технике, есть две группы стереосистем: активная, с ЖК-очками, и пассивная, на основе либо поляризационного метода сепарации стереопары, либо деления цветов. Поступающий в кинотеатр 3D-контент, будь то кинокартина или запись спортивных состязаний, никак не привязан к какому-то определенному типу стереосистемы. Поэтому качество его воспроизведения будет зависеть только от правильной работы всего цифрового комплекса, включающего цифровой кинопроектор, сервер воспроизведения цифрового контента и саму стереосистему. Сервер воспроизведения, или, иначе говоря, медиаблок, в отличие от 3D-системы представляет собой неотъемлемую часть всякого комплекса для показа цифровых фильмов.
В основе девяти из десяти цифровых кинопроекторов лежат три 2K
Посторонним вход запрещен
Интересно, что к показу цифровых фильмов допущены далеко не все медиаблоки и тем более проекторы. Да, именно «допущены» — содружеством семи ведущих голливудских киностудий, именуемым DCI (Digital Cinema Initistives). DCI — законодатель в области стандартов цифрового кинематографа. Трудно поверить, но только 40 аппаратов из всего многообразия высококачественных видеопроекторов могут показывать настоящее большое кино. Стандарты DCI распространились далеко за пределы США, став, по сути, мировыми. Вопрос разрешающей способности матрицы, цветовых характеристик изображения и величины светового потока цифрового кинопроектора, конечно, важен и даже прописан в соответствующем стандарте. И все же на первый план выдвигается многоуровневая защита фильма от кражи в кинотеатрах.
Чтобы подлинно кинотеатральные аппараты, отвечающие строгим требованиям DCI отделить, от проекторов другого назначения, им дали название
Ключи и фильмы
Файлы, поставляемые цифровым кинотеатрам на жестких дисках, включают, помимо самого фильма, определенные метаданные, разрешающие воспроизведение только с использованием проекционной аппаратуры
Для защиты от пиратов в цифровом кино имеется целая система мер. Например, показ картины возможен только при наличии в сервере воспроизведения специального файла, называемого ключом воспроизведения. Ключ содержит информацию о периоде демонстрации ленты в данном кинотеатре, а также серийный номер сервера воспроизведения. Перед началом проката кинофильма дистрибьюторы рассылают ключи кинотеатрам по электронной почте. При получении файл переносится персоналом заведения с компьютера на флешку и загружается в соответствующий сервер воспроизведения.
Цифры в пользу «Цифры»
При составлении рекомендаций по цифровой проекции влиятельные участники консорциума DCI единогласно высказывались за то, чтобы оговоренная будущими стандартами разрешающая способность нового оборудования не уступала пленочной, а лучше, чтобы значительно ее превышала. Не многим известно, что рядовая картина, будучи скопированной на кинопленку, после прохождения всех стадий кинопроизводства (а любой фильм «широкого проката» неминуемо проходит оцифровку на этапе Digital Intermediate, и работа в этот период ведется исключительно с виртуальной копией) имеет разрешение примерно
В то же время, учитывая, что угол поля зрения при просмотре широкоэкранной
В соответствии с теоремой Котельникова (или критерием Найквиста) для передачи требуемого количества элементов изображения (пикселов) без искажений кинематографическая система должна иметь 2×2100 элементов дискретизации. Тогда идеальным для существующей в мире системы построения кинозалов (35 мм) было бы разрешение кинопроектора 4096×2160 пикселов, так называемые 4K. Собственно, спецификация DCI и предусматривает два значения разрешающей способности для цифрового кинооборудования — 2K и 4K.
Качество
В теории все выглядит красиво и четко — есть цифры, есть расчеты, в результате которых делаются выводы. Техническая наука не любит двузначности. Она говорит: «Да, цифровая проекция лучше пленочной. Качество изображения выше, и оно не меняется от сеанса к сеансу. Нет царапин, нет дрожания картинки на экране, как в случае с пленкой». Науке технической вторит наука экономическая: «Пока еще цифровое оборудование значительно дороже
Теперь практика. Все существующие сегодня цифровые залы в России оборудованы кинопроекторами с разрешением 2K. Стоимость билета на просмотр одного и того же не стереоскопического фильма с цифрового проектора и с
И поскольку качество кинопоказа сегодня никто, кроме зрителя, не контролирует, выбирайте «цифру», даже если интересующий вас фильм снят не в 3D. Она, по крайней мере, избавляет от влияния столь значимого в последнее время человеческого фактора.
Журнал DVDxpert — компас в мире Hi-Fi и High End техники и другой Stereo и Home Cinema аппаратуры.