Спустя два дня после локализации и ликвидации пожара руководство библиотеки и Академии наук ответило на главные вопросы — в чём причина пожара, как пострадал фонд библиотеки и как она будет восстанавливаться.
До пожара библиотека ИНИОНа насчитывала более 14 миллионов экземпляров документов. Среди них — полные, а иногда единственные в России собрания документов Лиги Наций, ООН и ЮНЕСКО, парламентские отчёты США (с 1789 года), Англии (с 1803 года), Италии (с 1897 года). Здесь же располагалась одна из крупнейших в России коллекций книг на славянских языках. АиФ.ru собрал основные тезисы выступлений главы РАН Владимира Фортова и директора библиотеки Юрия Пивоварова.
Подсчитать ущерб пока невозможно
Сотрудники института ещё не выходили в здание после пожара. Учёные попадут туда только завтра. Чтобы иметь полное представление об ущербе, «учёным надо понять, что сгорело, что намокло, что находится в цифровом формате, а что в напечатанном».
Исторически важных книг в библиотеке не было
Фактически ИНИОН — специально созданная библиотека по современным общественным наукам. По словам Фортова, «речь не идёт об утере каких-то раритетов XVI века — их там просто нет».
Имеющийся каталог библиотечных фондов от огня не пострадал
За последние 10–15 лет книги из фонда ИНИОНа частично появились в электроном каталоге. По уцелевшему каталогу можно будет сверить, какие книги сгорели, а какие уцелели после ЧП.
На совершенствование системы пожаротушения денег нет
По словам Пивоварова, он не раз обращался в РАН с этим вопросом: «Нам отказывали, нет денег. Как уверяет глава РАН Владимир Фортов, с 1991 года финансирование РАН урезали в тридцать раз».
Слухи о поджоге опровергаются
Ряд СМИ сообщил, что институт могли якобы специально поджечь, чтобы потом на его месте «построить развлекательный центр». По словам директора института, расследованием пожара должны заниматься специалисты, а в «конспирологические версии поджога» он не верит.
Опасности мародёрства полностью исключить невозможно, установлена охрана здания
Документы, находящиеся в сгоревшем здании, представляют собой не только историческую, но и материальную ценность. Для того чтобы сохранить уникальные экземпляры, сгоревший корпус библиотеки охраняют сотрудники полиции, частного охранного предприятия и самого института.