В ночь на 21 октября во время взлёта в московском аэропорту «Внуково» самолёт «Фалькон» задел снегоуборочную машину, внезапно оказавшуюся на взлётно-посадочной полосе, и рухнул. Находившиеся на борту г-н де Маржери, который прилетал в Москву на заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям под председательством Дмитрия Медведева, и трое членов французского экипажа погибли.
14 секунд до удара
Международный авиационный комитет (МАК) уже расшифровал «чёрные ящики» разбившегося самолёта. Как сказано в отчёте, экипаж «Фалькона» через 14 секунд после начала движения заметил «машину, пересекающую дорогу», но продолжил взлёт. Ещё через 14 секунд на пересечении взлётных полос, уже оторвавшись от земли, на скорости около 250 км/ч самолёт столкнулся со второй машиной.
Стало известно, каким образом снегоуборочные машины оказались на пути взлетающего «Фалькона». В аэропорту «Внуково» две взлётно-посадочные полосы (ВПП), они пересекаются. На одной ВПП работали снегоуборочные машины, о чём знали диспетчеры. Обнаружив недалеко от пересечения двух ВПП неработающие сигнальные фонари, водители решили отвезти их электрикам. На обратном пути они и пересекли ВПП, по которой разгонялся «Фалькон».
Водитель снегоуборочной машины, с которой столкнулся самолёт, В. Мартыненко, арестован. По сообщению Следственного комитета России (СКР), в его крови обнаружено 0,6 промилле алкоголя. Правда, адвокат задержанного утверждает, что тот принимает лекарства от больного сердца, несовместимые с алкоголем. Задержаны также ведущий инженер аэродромной службы аэропорта «Внуково» В. Леденёв, руководитель полётов Р. Дунаев, диспетчер А. Круглов и диспетчер-стажёр С. Кривсун. В день катастрофы Леденёв руководил снегоуборочными работами, а Дунаев, Кривсун и Круглов — воздушным движением. Гендиректор международного аэропорта «Внуково» А. Дьяков и его зам С. Солнцев подали в отставку.
В зоне риска мы все
Напомним, аэропорт «Внуково» принимает и отправляет не только обычные пассажирские лайнеры. Терминал «Внуково-2» обслуживает спецрейсы Президента России, главы правительства, высшего руководства государства и руководителей зарубежных стран. «Внуково-3» используют для спецрейсов правительства Москвы и бизнес-авиации. Словом, рискуют все, и дело даже не в бесконтрольных снегоуборочных машинах.
— В других аэропортах ВПП работают автономно: одна — на взлёт, другая — на посадку, — объяснил «АиФ» Сергей Ковалёв, президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров. — А во «Внукове» полосы пересекаются, и получается, что они работают как одна. Одно из объяснений такой странной конструкции: лайнеры могут садиться и взлетать при любом ветре — мол, если сильный боковой ветер, то самолёт меняет угол посадки или взлёта и выполняет свой манёвр. Другая особенность ВПП — она с «горбинкой». Диспетчер даже при самой лучшей погоде не видит всю полосу от начала до конца! Именно для того, чтобы человеческие глаза обозревали всю полосу, здесь ещё 2 года назад существовали дополнительные стартовые пункты, где сидели диспетчеры. Но их убрали, и, как следствие, снегоуборочную машину в плохую погоду просто никто не увидел.
Ситуация с бизнес-джетом, в котором погиб французский предприниматель, может случиться и с обычным пассажирским самолётом, и с бортом № 1. Потому что полоса, диспетчеры и погода — для всех одни!
Буквально перед катастрофой к нам в профсоюз пришли уведомления о том, что во «Внукове» хотят уволить 25 диспетчеров, которые занимаются предполётной подготовкой, а в «Шереметьеве» — 16 диспетчеров руления самолётов. Значит, те, кто остаётся, будут одновременно следить за небом, документами, движением лайнера на поле и не должны при этом ещё и пьяных снегоуборщиков упускать из виду. Я хочу вас предупредить: это опасно для жизни!