Примерное время чтения: 8 минут
2355

Пробки уже не те. Как мы передвигались по Москве до 2010 г. и как сегодня?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Девятый вал 23/09/2015
Улица Крымский вал в Москве.
Улица Крымский вал в Москве. / Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Факты
Ситуация на дорогах стала лучше, считают 55% москвичей, столичным транспортом довольны 70%. (опрос «Активного гражданина».)
Забыли пробки, в которых глохли машины, потому что вскипали или выжигали весь бензин, - и предновогодние, и дачные пятничные, и воскресные «снова в город» заторы могли затянуться на полдня. Забыли маршрутки, в которые страшно было забраться, водители которых отказывали бабушкам и дедушкам: «Бэсплатно пешком иди!» А пробки 10 баллов по «Яндексу», когда «город стоит, лучше ехать на метро»? Да и на метро нельзя ещё было добраться ни до Зябликово и Шипилов­ской, ни до Новокосино и Алма-Атинской. Вспомнили? Тогда давайте по существу: посмотрим, как изменилась инфраструктура дорог и перевозок за последнюю пятилетку.

Своя полоса

То, что мэр российской столицы Сергей Собянин и правитель­ство мегаполиса системно развивают сервис и качест­во общест­венного транспорта, очевидно. Кто в 2009-2010 гг. встречал хотя бы один низкопольный автобус в Москве, чтобы в него мог забраться инвалид, мама с коляской или просто пожилой человек с палочкой, а молодой со сломанной ногой? Серьёзно - 5 лет назад как бы само собой предполагалось, что все эти люди должны сидеть дома, ездить на такси или ходить пешком. Да-да, пешком!.. А сегодня 98 из 100 автобусов, троллейбусов и трамваев имеют удобную низкую ступень или опускающуюся площадку.

За прошедшие пять лет пассажиры общественного транспорта получили свои собственные полосы. Теперь только попробуй, лихой водитель, подрежь автобус! Выедешь на «выделенку» - тебя тут же сфотографирует камера или остановит инспектор. Да, общественный транспорт стал за эти годы куда удобнее: он везёт 55 минут там, где автомобиль довёз бы за час. Это в среднем. В часы пик - много быстрее. Кстати, только за последние полгода московский наземный транспорт перевёз 1,1 млрд пассажиров, из них по выделенным полосам - 200 млн человек.

Говоря об удобстве, невозможно не вспомнить возрождённые из пепла нулевых годов ночные маршруты. Когда-то в 2004-м в столице ввели 5 ночных маршрутов (они возили пассажиров с часу ночи до половины шестого утра) в качестве эксперимента, но постепенно закрывали один за другим, и к 2007 г. избавились от всех. Невыгодным оказалось дело! А сегодня в столице работают 11 маршрутов с литерой «Н» (ночной), причём три из них добавили в этом году, в том числе по Садовому кольцу и от «Юго-Западной» до аэропорта «Шереметьево».

В 2007-м ночные маршруты в Москве закрыли. Зато сегодня их 11!
В 2007-м ночные маршруты в Москве закрыли. Зато сегодня их 11! Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Льготы - в маршрутки!

Приятнее стало и на остановках. Информационные табло сообщают, когда ждать нужного транспорта, а бесплатный Wi-Fi помогает скоротать это время с пользой. Сегодня таких продвинутых павильонов около 320, но к концу года станет 700. А если вы хотите заглянуть ещё на несколько лет вперёд, то не поленитесь, съездите к Театру кукол им. Образцова на Садовое. Там установлен пилотный павильон нового типа: конст­рукция надёжнее защищает от ветра и дождя, безопасность обеспечивают современное освещение и камеры видеонаблюдения. На остановке есть USB-порт для зарядки телефона, новые карты и схемы и, конечно, электронное инфотабло с трансляцией реального времени прибытия транспорта.

Остановку будущего можно найти у Театра кукол им. Образцова.
Остановку будущего можно найти у Театра кукол им. Образцова. Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

Наконец-то мы забудем и о маршрутках, к которым москвичи добавляли приставку «шахид». Частный транспорт, который раньше и общественным-то не считался, жил своей жизнью и прокладывал собст­венные маршруты, нечасто совпадавшие с городскими, начнёт работать по общим со всей системой городского транспорта стандартам. Изменения уже коснулись нескольких маршрутов, а для остальных вступят в силу со следующего года.

 Устаревшие и не отвечающие требованиям безопасности маршрутки заменят современными микроавтобусами с климат-контролем и приспособлениями для маломобильных граждан. Проезд во всех из них станет дешевле и будет соответствовать городскому тарифу. 35 рублей «частнику» превратятся в 14-29 рублей при использовании карты трамвай-автобус-троллейбус (ТАТ). Плату с пассажиров, следующих с пересадкой по билету «90 минут», вообще не возьмут, также расплатиться можно будет «Тройкой» и «Единым». Кроме того, льготы станут распространяться на все категории граждан, которым они положены.

Привет, трамвай!

И потенциал для развития общественного транспорта есть - возрождение трамвая. Во французской столице, например, это начали делать в конце 1990-х гг. В российской столице тем временем судорожно демонтировали пути. И к 2010 г. протяжённость маршрутов этого исторического московского транспорта сократилась драматически: город потерял порядка 280 км путей. Теперь их стали возвращать, разрабатывая новые маршруты и закупая современный подвижной состав. Увы, несколько медленнее, чем этого хотелось бы москвичам. Но уже готовы предварительные проекты по строительству и продлению трамвайных путей вдоль шоссе Энтузиастов, восстановлению путей по проспекту Мира, в посёлке Северный и районе Лианозово. Если бы не кризис, город мог бы восстанавливать и строить до 60 км путей в год.

Крутите педали!

Помню, как в 2009-м я купила себе велосипед и воспользовалась им дважды: Москва в те времена совсем не была приспособлена для этого экологического транспорта, который сегодня уже причислен к общественному. «Велосипедизация» столицы развивается просто стремительно. За летний сезон по сравнению с 2013 г. почти в 4 раза увеличилось количество станций велопроката - с 79 до 269. Сегодня места, где можно ненадолго одолжить двухколёсного друга, появились не только в центре, но и на юго-западе, западе и северо-востоке столицы.

Подземная жизнь

С 2011 г. в столице открыли 15 станций метрополитена, к концу года цифра ещё вырастет. К ноябрю планируют сдать «Петровско-Разумовскую» Люблинско-Дмитровской линии, на ней же достраивают «Бутырскую» и «Фонвизин­скую». К декабрю будет готова станция «Технопарк» Замоскворецкой линии. В завершающей стадии «Саларьево» и «Румянцево» Сокольнической линии.

В следующем году должен заработать Третий пересадочный контур (так метро­строители называют вторую кольцевую линию столичной подземки). Откроются станции «Деловой центр», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошёвская», «Шелепиха». Ещё появятся «Ховрино» на Замоскворецкой линии, 7 станций Калининско-Солнцевской линии, 3 - Люблинско-Дмитровской. Но что не менее важно: прин­ципиально изменился подход безопасности в метро. Если раньше пути метрополитена проверяли три разных, не связанных друг с другом подразделения, то сегодня работает Единый центр диагностики и мониторинга устройств путевого хозяйства.

Станции «Жулебино» москвичи ждали 20 лет. И дождались в 2013-м.
Станции «Жулебино» москвичи ждали 20 лет. И дождались в 2013-м. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Пробки уже не те

В 2010-м аналитическая группа компании «Яндекс» так описывала дорожную ситуацию: «Если выстроить на одной дороге все машины, которые в 9 утра среднего рабочего дня стояли в пробках, её длина составит 980 км - это протяжённость трассы от Москвы до Киева». В 2009-2010 гг. пробки 10 баллов радовали автомобилистов минимум два вечера в неделю, а сегодня 8 баллов - это максимум в часы пик, и случается значительно реже. Ситуация на дорогах улучшается благодаря появлению новых эстакад, расширению главных магистралей, видеоконтролю за соблюдением Правил дорожного движения. Во всём городе интенсивность движения выросла на 12%, на ведущих из города магистралях - на 8%, на МКАД - на 15%. По итогам 2014 г. загруженность дорог в столице, по данным навигационной системы TomTom, снизилась на 25%.

Дороги по-прежнему нужны городу: в 2010 г. построено 28 км, в 2011-м - 57 км, в 2012-м - 60 км, в 2013-м - 74, в 2014-м - 90. В 2015 г. к июлю открыто 18,5 км дорог, всего до конца года запланировали ввести 90 км.

За последние пять лет по­строили 109 искусственных сооружений, в том числе 76 эстакад! Реконструированы 5 вылетных магистралей (Балаклавский просп., Ленин­градское, Варшавское, Каширское и Ярославское ш.), 6 транспортных развязок на МКАД, в том числе 5 «клеверных» -  Бусиновская; на пересечении с Ленинград­ским ш.; с Волгоградским ­просп.; с Мичуринским просп. и с ул. Подольских Курсантов - и 1 развязка на пересечении со Звенигородским ш. (просп. Маршала Жукова).

Нажмите для увеличения

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах