На Калужской трассе в Новой Москве произошло ДТП с участием мусоровоза и автобуса. Есть пострадавшие. На Каширском шоссе произошла авария с участием автобуса и мотоцикла. Байкер госпитализирован. Эти случаи имели место с начала августа. Всего за 7 месяцев 2015 г. в столице зарегистрировано 264 ДТП, в которых в главной роли - общественный транспорт. Как сделать его безопасным? Чаще проверять водителей? Строже наказывать компанию-перевозчика?
Кадры решают всё?
В ходе последней операции «Автобус», проведённой столичной автоинспекцией, было проверено 26 тыс. транспортных средств. Итог - составлено почти 17,5 тыс. протоколов о нарушениях. Самые частые - пренебрежение правилами перевозки пассажиров, выезд на маршрут машин с неисправностями, причём с такими, при которых эксплуатация автобусов вообще запрещена. И нарушение Правил дорожного движения.
«В Мосгортрансе работает 16,4 тыс. водителей, - рассказал Евгений Михайлов, гендиректор «Мосгортранса». - Аккуратное и безаварийное вождение должно быть абсолютным приоритетом для каждого из них. Системный подход к повышению квалификации и профессионального мастерства водителей - обязательное условие для дальнейшего улучшения качества работы наземного городского транспорта в столице».
В чём же заключается системный подход? Эксперты утверждают, что водители из Москвы и Подмосковья реже, чем их приезжие коллеги, становятся виновниками ДТП. Поэтому за последние 4 года «Мосгортранс» снизил количество иностранных водителей на 30%: сегодня в компании работают лишь 14% шофёров без российского гражданства. Почему не нанять на работу только тех, кто имеет солидный опыт вождения в Москве и области? Профессионалов не хватает - дефицит водительского персонала в «Мосгортрансе» составляет в настоящий момент более 2 тыс. человек.
Поэтому водителям-нарушителям, перед тем как их окончательно уволить, предоставляется шанс исправиться и повысить квалификацию. За первые 6 месяцев 2015 г. 172 лихача в обязательном порядке прослушали целевые курсы по безопасности движения. И после их окончания проштрафившиеся шофёры находятся на особом контроле.
Кроме того, осенью в 700 автобусах, трамваях и троллейбусах установят видеорегистраторы с подключёнными к ним камерами. Приборы смогут фиксировать всю картину происходящего как снаружи, так и внутри кабины водителя и пассажирского салона. Это позволит не только расследовать причины и последствия ДТП, но и пресекать случаи хулиганских выходок пассажиров.
Всех водителей - в базу!
По статистике, в I полугодии текущего года число ДТП с участием наземного транспорта по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. сократилось на 21%. И, по словам Е. Михайлова, 10% этих происшествий случилось по вине водителей «Мосгортранса».
«Я предлагаю ограничить, возможно, не только законодательно, но и технически максимальный скоростной режим для автобусов и грузовиков, а также запретить их водителям обгон других участников движения, - заявил Вячеслав Лысаков, 1-й заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству. - Также очень важно серьёзно подходить к подготовке кадров».
«Вся автодорожная отрасль испытывает серьёзную проблему нехватки профессиональных водителей, - считает Асланбек Ахохов, заместитель руководителя Ространснадзора. - И если за нарушения Правил дорожного движения шофёра уволит один владелец, он без труда устроится к другому. Поэтому мы считаем, что существует необходимость введения дополнительных требований к перевозчикам по допуску водителей на линию. Нужно определить максимальное количество нарушений, превышение которого повлечёт за собой безусловное отстранение от работы и дисквалификацию на определённый период. Речь идёт о создании некоего банка учёта нарушений профессиональных водителей на базе ГИБДД. При приёме на работу перевозчик должен будет запросить информацию о конкретном шофёре и при имеющейся дисквалификации отказать соискателю. В случае реализации этот механизм существенно повысит уровень безопасности дорожного движения».