aif.ru counter
1225

Русский рыцарь Дмитрий Савченко: «В дискуссии я не вступаю»

Организатор главного рыцарского турнира России – о культуре, деньгах и о том, почему нельзя просто так взять и стать рыцарем.

Дмитрий Савченко. Фото: Андрей Бойков/Агентство  исторических проектов «Ратоборцы».
Дмитрий Савченко. Фото: Андрей Бойков/Агентство исторических проектов «Ратоборцы». © /

Во второй части беседы с Дмитрием Савченко, координатором Агентства исторических проектов «Ратоборцы», организатором «Турнира Святого Георгия», главного и самого престижного состязания современных рыцарей, мы поговорили о том, почему в России рыцарские турниры популярнее, чем в Европе, о том, где русские рыцари берут снаряжение и вооружение, и о том, насколько опасно выходить на ристалище в XXI веке.

«Приходишь к людям, а они спрашивают: «Скажите, Дмитрий, почему не богатыри?»

Андрей Сидорчик, АиФ.ru: Дмитрий, вы сказали, что на рыцарские турниры за рубежом публики собирается меньше, чем у нас.  Почему это происходит? В других странах организаторы  не заинтересованы в аудитории?

Дмитрий Савченко: Бывает, что и так. Вот, например, сейчас, летом 2016 года, я получил приглашение от коллеги, и поеду на турнир в Англию. Там его проводит организация такая, «English Heritage» - английское наследие.

Это организация, которая занимается управлением культурных объектов на территории Великобритании. И они просто поддерживают свои музеи там, объекты. Я еду в замок Кенилворт, там музей, и как программа, значит, поддержки какого-то расширения интереса аудитории к этому музею, там проводится турнир. Какое-то количество людей туда приходит. Но широкой работы для привлечения публики не ведется.

- У них не стоит задача по популяризации этого явления?

- У них это просто популярно и без этого. Это нам здесь, в России, приходится сталкиваться с непониманием. Приходишь к людям, которые деньги дают и решения принимают. И они смотрят на тебя: «Скажите, Дмитрий, ну а почему не богатыри, не витязи? Наше-то вот, русское. Что вы каких-то там, значит, рыцарей?» Приходится много объяснять, рассказывать, что на самом деле рыцарство вообще как понятие уже не только европейское, это общемировое.

У нас популярна «Легенда о славном рыцаре Айвенго» с замечательными песнями Высоцкого,.. Вот телевизионная программа «К барьеру». Барьер - это что такое? Это рыцарский барьер, который разделяет противников. А выражения «в споре было сломано немало копий»? Это все вот оттуда на самом деле. Эта турнирная культура уже стала наднациональной.

Фото: Андрей Бойков/Агентство  исторических проектов «Ратоборцы».
Фото: Андрей Бойков/Агентство исторических проектов «Ратоборцы».

В Европе это, конечно их родное. Они это придумали. Это не является там диковинкой. Мы же здесь радуем публику чем-то для них необычным.

В США на тот же турнир «Феникса», который проводится недалеко от Лос-Анджелеса, второго по величине города страны, с участием лучших рыцарей со всего мира, собирается на трибунах человек, наверное, 400.

У нас большая аудитория, живая, активная, что важно для участников, это невероятный драйв.

« В неправильном седле будешь вылетать, как пробка из бутылки»

- А рыцари выходят на турнир под своими именами, или под именами определенных исторических персонажей?

- У  нас все участники выступают под своими именами.  Если я выхожу на ристалище, меня объявляют как Дмитрия Савченко, потому что я не играю в рыцарей, не пытаюсь никого обмануть.

Хотя, например, на турнире 2013 года у нас был участник из Голландии Йорам Ван Эссем, который реконструировал внешний вид конкретного голландского рыцаря XVвека. И его так объявляли: «К нам из Голландии приехал мужчина, зовут его так-то, и вот он реконструирует образ вот такого-то рыцаря». То есть, если такое происходит, мы всегда это  указываем.

- Насколько исторично обмундирование современного рыцаря?

- Развитие современных технологий позволяет сделать полную реконструкцию. Следует сразу сказать, что комплекс доспехов - это же не только железки. Это соответствующая поддоспешная одежда, доспех не одевается на голое тело, он одевается на специально сконструированные одежды, снабженные определенным набором крепежей, ремешков, которые доспехи держат. Для участия в турнире необходимо иметь седло, попону на коня, кучу всяких аксессуаров.

Каждую отдельную из этих деталей, мы можем реконструировать, полностью воссоздав технологический процесс. Но на самом деле, этим  мало кто занимается, потому что это чрезвычайно дорого, и цель этого не очень понятна, потому что, опять же, нужно дать ответ на вопрос: «А что мы реконструируем?»

Фото: Андрей Бойков/Агентство  исторических проектов «Ратоборцы».
Фото: Андрей Бойков/Агентство исторических проектов «Ратоборцы».

Мы на турнире ставим себе задачу, во-первых, воссоздания формы мероприятия, включая какие-то элементы церемониала, того, как проходил турнир, определенную его логику.

Во-вторых, невозможно понять, какие ощущения испытывал рыцарь, сшибаясь на копьях, если у тебя нет, например, седла правильной формы, потому что если ты будешь сшибаться в спортивном седле, это совершенно иные ощущения: ты будешь оттуда постоянно, как пробка из бутылки, вылетать, соответственно, повысится травматизм, и опять же, результат будет не тот.

Если я надену на себя современную защиту, то за счет того, что она по-другому весит, по-другому движется, я, может быть, в чем-то получу преимущество, но, самом деле, опыт жизненный подсказывает, что, скорее всего, результат тоже будет плачевный, потому что все технологии защиты, как оптимально защититься на турнире, они уже тогда были придуманы, в XV веке.

Поэтому мы делаем оружие одежду и доспехи по образцам XV века, из историчных материалов, но с использованием современных технологий. Я имею в виду инструмент и обработку, в первую очередь.

«Стоимость лат начинается от 300 тысяч рублей»

- Сколько стоит обмундирование рыцаря?

- По ценам 2016 года неплохого качества латный доспех, пригодный для участия в турнире уровня «Турнира Святого Георгия» будет стоить от 300 тысяч рублей, наверное. Это не считая одежд, седел и прочего, прочего, прочего. Но тут момент один есть, важный нюанс. Индустрия производства доспехов – она же отсутствует. Каждый комплект снаряжения существует в единичном экземпляре, вещь, которая подгоняется только под владельца, и служит только ему. Представив себе даже ситуацию, что вашу статью прочитает какой-нибудь богатый человек и скажет: «У меня денег куча, пойду я в рыцари». Вот он придет и скажет: «Мастер, сколько тебе надо? 300? Вот, на тебе 500, ты мне все сделай». Получит он, скорее всего, какую-нибудь ерунду. Потому что нужно обладать определенным багажом знаний, нужно понимать, что тебе делает мастер, иногда подсказывать ему, потому что он сам, допустим, будучи хорошим слесарем, может не знать каких-то нюансов мелких, историчных, как чего делать. То есть, ты должен во всем этом разбираться.

Фото: Андрей Бойков/Агентство  исторических проектов «Ратоборцы».
Фото: Андрей Бойков/Агентство исторических проектов «Ратоборцы».

Процесс производства хорошего гарнитура доспехов – он довольно долгий, порой растягивается на годы. Так что человек мотивированный, который этого действительно хочет, может себе это позволить.

- То есть, доспехи создают не сами рыцари, а мастера-оружейники?

-  Бывает по-разному. В «Турнире Святого Георгия» участвует замечательный мастер, Сергей Журавлев, который сам делает доспехи, не только себе, но и мне, например, он делал доспехи. Все участники, они, так или иначе, что-то себе делают сами. Все не купишь. На самом деле, все и не хочется покупать. Просто какие-то вещи хочется сделать своими руками.

- Сколько весит обмундирование рыцаря?

- Мой комплект, с учётом веса двух шлемов, весит 46 килограммов.

 - Это только латы?

- Это железо, да. Ну, у меня просто комплекция тяжелая, и поэтому все это довольно много весит. И это турнирный доспех, сделанный специально для участия в турнирах. Боевые доспехи – они могут быть чуть-чуть легче.

«В рыцарских доспехах вестибулярный аппарат работает иначе»

- Из чего состоит подготовка рыцаря?

- ОФП, верховая езда, фехтование. Конный боец – это универсал, он должен уметь все делать по чуть-чуть. Есть ребята, которые пешком – лучшие из лучших, но они на лошади не ездят.

Отдельный навык, совершенно отдельный – это езда в доспехах, потому что в доспехах нужно просто уметь ездить. Вот у меня, например, глухой шлем для сшибок. Когда я его одеваю, я не вижу вообще практически ничего. Я не вижу своих рук, я не вижу лошади, у меня «мертвая зона» вокруг коня – порядка двух метров. Я не вижу, что снизу происходит. И даже хороший всадник такой шлем одевает, ощущения несколько меняются. Вестибулярный аппарат себя чуть по-другому начинает вести. К этому надо просто привыкать.

- А что касается лошади?

- Определенная специфическая подготовка должна быть. Неподготовленная лошадь не годится для участия в турнире, скорее всего, не сможет выступать, потому что это касается не только физической, но и эмоциональной подготовки. Лошадь – по природе своей животное пугливое, а тут надо мало того, что не бояться аудитории, публики, которая на трибунах сидит, посторонних лошадей, тут еще надо навстречу скакать и кого-то побеждать. Конечно, для лошади эта подготовка нужна.

«Мы не самоубийцы. Но от случайностей не застрахуешься»

- Насколько современные рыцарские турниры опасны, и насколько высок травматизм?

- Это зависит от готовности материальной части. При должных вложениях в доспехи, при правильно сделанном защитном снаряжении травматизм невелик. Значительно ниже, чем в том же хоккее, например, или в боксе.

Плюс отбор участников. На состязаниях уровня «Турнира Святого Георгия» в принципе отсутствует заявочная система. Туда нельзя прийти и сказать: «Вот он я, пришел, сейчас буду воевать». Участники набираются строго по приглашению. Мы знаем людей, которых мы приглашаем, знаем, какое снаряжение они будут использовать, знаем мастеров, которые эти доспехи делали.

Хотя все равно бывают случайности, от которых не застрахуешься. Это контактный вид единоборства, так или иначе. У меня, например, сломан сустав указательного пальца на правой руке. Хороший удар пришелся в латную пластину. И пластина-то целая осталась, просто воздействия энергии кость не выдержала. Вот так вот.

- Рыцарские турниры в России обходились без жертв?

- Тьфу-тьфу-тьфу, слава Богу. В мире крайний летальный случай на турнире – 2001 год, насколько я знаю.

На самом деле техника безопасности была отработана еще в XV веке, на турнирах никто не собирался друг друга убивать. Но бывали несчастные случаи. Например, гибель рыцаря в 2001 году точно повторила гибель французского короля Генриха II. Осколок копья попал в глаз.

Рыцари - подготовленные люди, ни в коем случае не самоубийцы. Мы относимся очень внимательно к вопросам своей безопасности.

Есть и немного циничная сторона дела: я, как организатор турнира, не могу себе позволить высокого травматизма среди моих 8 участников. Потому что травма одного участника – это проблема, а травма двоих грозит просто срывом турнира. Поэтому, конечно, мы стараемся за этим очень следить.

Тем не менее, в 2013 году меня, например, с турнира увезли на «скорой». У меня была ровно одна «дыра» в защите: знал, что она у меня есть, но надеялся, что «пронесет». Не пронесло. Попало, и все. Бедро разворотило, попал наконечник металлический под латную пластину. Тьфу-тьфу, сейчас уже все в порядке.

Люди присылают мне заявки, обращаются ко мне: «Я хочу попасть на «Турнир Святого Георгия». Я смотрю и пытаюсь объяснить человеку – у тебя неправильные доспехи. «Нет, у меня все правильно». Я уже в такие дискуссии не вступаю. У меня свое видение, у меня есть совершенно четкое понимание техники безопасности, я знаю, как я хочу, чтобы у меня выглядел участник, и что он должен уметь. Уговаривать меня бесполезно.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли замораживать арбуз?
  2. Какие прививки рекомендуется сделать детям перед школой?
  3. Что случилось с Никитой Михалковым?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ