«АиФ» собрал другие истории успеха россиянок, ставших предпринимателями в отпуске по уходу за ребёнком.
Семья и ёлки
Долгие прогулки с коляской во время первого декрета навели москвичку Ольгу Рябинкину на мысль о том, что хорошо было бы дать возможность мамочкам заниматься интересным делом, пока малыш спит или развивается под присмотром воспитателя. Став мамой во второй раз, она решила воплотить эту идею в жизнь. «Помог случай, - рассказывает Ольга. - В парке Горького готовились к проведению «Зелёной недели», и меня попросили организовать в её рамках мероприятия для малышей (до этого у меня был опыт организации свадеб). Оказалось, что для детей от 3 лет предложений по проведению досуга масса, а для совсем малышей почти нет. После парк Горького выделил мне помещение, и по утрам мы стали проводить занятия для мам с детьми до 3 лет. За аренду денег с нас не брали, и это была очень большая помощь на старте бизнеса».
Через три месяца маленький клуб переехал в музей современного искусства «Гараж», где и находится до сих пор. Первоначальную идею - курсы саморазвития для мам - пришлось видоизменить. Оказалось, молодые мамы не готовы тратить деньги на себя, а вот на развитие ребёнка - с большим удовольствием. Поэтому основное предложение клуба - развивающие занятия для малышей и семейные занятия. А для мам есть большое пространство, где они могут поработать с ноутбуком, почитать или попить чаю.
«Совмещать семью и бизнес непросто,- говорит Ольга. - Я прошла тяжёлый путь проб и ошибок и научилась чётко разграничивать время. Так, в ноябре-декабре у нас самая горячая пора, мы занимаемся организацией детских новогодних праздников, и дома я буду, наверное, только ночевать. Зато после этого периода большую часть времени я отдаю семье».
Время и гормоны
Евгении Лазаревой бизнес-идея пришла в голову тоже во время прогулки с малышом. «Я подумала: было бы здорово нарядиться с сыном в одинаковую одежду, но разного размера, - вспоминает Евгения. - Но подходящих вещей не нашла ни в наших, ни в американских интернет-магазинах. Заказала знакомому дизайнеру. Мне так понравилось, что за первым комплектом последовал второй, третий. После я стала заказывать и дарить «парную» одежду друзьям. А поскольку я размещала фотографии в социальных сетях, вскоре появились те, кто захотел её купить...»
В 2011 году компания Лазаревой стала лучшим стартапом года. Появилось собственное производство. Оно обходится дорого даже при хорошей загруженности, признаётся Евгения. И отчасти этим объясняется то, что в компании (а к работе Евгения привлекала всю семью) стали предлагать спектр других услуг. Например, придумали и организовали первый детский рок-фестиваль.
Сама Евгения ещё и автор проекта «Сделано мамой - сделано в России», который собирает вокруг себя молодых мам-предпринимателей. Их немало! Мария Бакурова продаёт умные часы для детей, которые помогают определять их местоположение, и организует наблюдение за нянями, чтобы понять, как те ведут себя на прогулке с детьми. Анастасия Варшавская придумала сайт, который помогает мамам в декрете знакомиться друг с другом. При этом только «детским миром» женщины не ограничиваются. Мама троих детей Оксана Приходько, например, за три декрета создала три бизнеса: агентство недвижимости, турагентство и агентство по кредитованию малого и среднего бизнеса.
«В декрете у женщин появляется кипучая энергия, - объясняет Евгения Лазарева. - Высвобождается время, меняется гормональный фон. Многие начинают заниматься тем, чем давно хотели».
Кстати, в России сейчас есть разные виды поддержки для мам, которые хотят открыть своё дело: обучающие семинары, льготные кредиты и пр. Узнать о них можно, к примеру, обратившись в региональное отделение «Опоры России».