Примерное время чтения: 11 минут
3322

Друг мой Димка. Волонтёры учат брошенных детей улыбаться

Из чего складываются самые ранние детские воспоминания? Из доброй маминой улыбки, крепкой папиной руки, ласковых колыбельных бабушки. Во взрослой жизни мы часто обращаемся к своей детской памяти, ища в ней опору. Но как быть детям, которые с самого рождения лишены родительского внимания и живут в доме ребёнка?

Как выяснили психологи, у детей, которые воспитываются в детских домах или интернатах длительного пребывания, часто возникает нарушение привязанности  проблема психологического развития. В таких детских учреждениях у малышей не успевают сложиться прочные эмоциональные связи с кем-то из взрослых, и, несмотря на всю заботу воспитателей, нянечек и поваров, дети развиваются хуже своих «семейных» сверстников.

В благотворительном фонде «Дети наши» обратили внимание на эту проблему и нашли её решение.

Малыши до года особенно восприимчивы к эмоциональному общению
Малыши до года особенно восприимчивы к эмоциональному общению. Фото: из архива благотворительного фонда «Дети наши»

Персональный друг

Ответ лежал на поверхности: если ребёнку не хватает персонального внимания, значит, надо его организовать. В 2009 году Благотворительный фонд «Дети наши» разработал проект «Шаг навстречу», чтобы охватить эмоциональной заботой детей-сирот от рождения до четырёх лет.

«Понятно, что для такой тонкой и душевной работы нам понадобились волонтёры, рассказывает руководитель программы «Под крылом» Елизавета Язневич. Их должно быть достаточно много, ведь малышей тоже большое количество. Чем отличается работа в этом проекте от обычной волонтёрской работы в детских учреждениях? Тем, что каждый волонтёр прикрепляется к одному конкретному ребёнку и занимается только им. То есть у каждого из детей появляется свой персональный друг».

Волонтёр приходит к своему подопечному два раза в неделю и посвящает всё время только ему одному: разговаривает с малышом, играет с ним, гуляет на улице, словом, делает всё то же, что и обычные родители.

Вместе весело качаться на качелях! Фото: из архива благотворительного фонда «Дети наши»

«Есть вещи, которые нянечка не сможет сделать вместе с каждым ребенком, потому что детей у неё много, продолжает Елизавета. – Погоняться за солнечным зайчиком, покормить голубей, рассмотреть, какого цвета небо и цветы, да и просто поболтать с малышом обо всём, прислушиваясь и приглядываясь к его настроению. А всё это очень важно для психологического становления личности».

Татьяна Рэй, координатор работы волонтёров в Нижегородском специализированном доме ребёнка, рассказывает, что за время работы проекта «Шаг навстречу» в нём были заняты 90 волонтёров. В настоящее время с детьми работают 2530 волонтёров. Каждому волонтёру объясняют особенности эмоционального развития маленьких детей, цели и задачи их работы с подопечным.

Иногда можно и пошалить
Иногда можно и пошалить. Фото: из архива благотворительного фонда «Дети наши»

«Волонтёры часто задают один и тот же вопрос, — говорит Татьяна Рэй, что будет, когда мы с малышом привыкнем друг к другу, а придёт пора расставаться. Жизнь отвечает на этот вопрос по-разному: у каждого волонтёра складывается своя история взаимоотношений с ребенком».

За пять лет работы проекта «Шаг навстречу» было 7 случаев, когда волонтёры настолько привязывались к подопечному, что становились его усыновителями. Например, одна из волонтёров, Елена, очень много усилий приложила к тому, чтобы маленький Дима с диагнозом ДЦП научился ходить, говорить, и между ними возникла такая крепкая эмоциональная привязанность, что Елена, несмотря на то, что у неё уже двое собственных детей, приняла решение усыновить мальчика. 

Часто волонтёры продолжают навещать тех же самых детей, когда их переводят из дома ребёнка в детский дом. Нередки случаи, когда волонтёр передаёт опекаемого ребёнка приёмным родителям и затем навещает его в качестве «крёстной мамы» или «крёстного папы». В любом случае делается всё для того, чтобы у ребёнка не возникло психологического напряжения от разлуки со своим персональным другом.

Мячик, кегли в этом возрасте интересно всё. Фото: из архива благотворительного фонда «Дети наши»

История Марины и Сергея

Полуторогодовалая Марина была болезненной девочкой с тяжёлым диагнозом «детский церебральный паралич». Мать отказалась от неё, ведь дочь с рождения была обречена на инвалидность. Девочка не могла сидеть, плохо воспринимала речь и поэтому почти не говорила. Медики давали неутешительный прогноз для её развития. К Марине прикрепили 26-летнего волонтёра по имени Сергей, научного сотрудника одного из нижегородских институтов. Девочка не умела ходить, и её приходилось часто носить на руках.

Сергей оказался очень дисциплинированным волонтёром: навещал ребёнка даже не два, а три раза в неделю. Возил её по территории дома ребёнка в коляске, много с ней разговаривал, иногда даже на научные темы, трогательно пел. Сначала Марина никак не реагировала на эти действия Сергея, но по глазам было видно, что она его уже узнаёт. Постепенно девочка начала отвечать на его голос, смеяться и даже требовать новых песен. Но самое главное  ребёнок начал ходить.

Растём спортсменами! Фото: из архива благотворительного фонда «Дети наши»

Сергей занимался с Мариной чуть более двух лет. Сейчас четырёхлетняя Марина рассудительная и общительная девочка, которая в своей группе превосходит сверстников по уровню развития. Она разговаривает многословными предложениями, умеет шутить и проказничать. И в этом несомненнная заслуга волонтёра, который не жалел времени ни для шуток, ни для улыбок, ни для прогулок с больным ребёнком.

Сейчас Сергей ходит к девочке реже, но Марина помнит о нём, ждёт встреч и считает, что у неё есть большой друг, у которого она всегда может найти поддержку.

Взрослые дяди тоже умеют лепить куличики
Взрослые дяди тоже умеют лепить куличики. Фото: из архива благотворительного фонда «Дети наши»

Ещё 90 счастливых

«История Марины и волонтёра Сергея довольно типична, говорит Елизавета Язневич. Через некоторое время после того, как начали дружить наши первые пары «волонтёр – ребенок», стали поступать положительные отклики от воспитателей домов ребёнка: они замечали, что дети становились физически крепче, прибавляли в весе и, что самое главное, ярче выражали свои эмоции».

Благотворительный фонд «Дети наши» привлёк к работе над проектом «Шаг навстречу» признанных специалистов детского клинического психолога Татьяну Морозову и детского невролога Святослава Довбню. Они подготовили теоретические методические материалы, в которых разъясняли базовые потребности детей до четырёх лет, какие сложности могут возникнуть в общении с ними, какие есть особенности у детей с нарушениями развития и как следует с ними обращаться. Эти материалы стали полезным подспорьем в подготовке как координаторов по работе с волонтёрами в домах ребенка, так и самих волонтёров.

Волонтёры относятся к подопечным детям как к родным
Волонтёры относятся к подопечным детям как к родным. Фото: из архива благотворительного фонда «Дети наши»

«Практика показала, продолжает Елизавета Язневич, что в 20 случаях из 24 у детей есть положительные изменения в эмоциональном состоянии. Дети перестали отставать по норме веса от своих домашних сверстников. У половины детей улучшилось психомоторное развитие, а у остальных стал заметен прогресс по некоторым навыкам».

В 2014 году проект «Шаг навстречу» продолжает работу в четырёх домах ребенка в Нижегородской области (в двух домах в городе Дзержинске, а также в Нижнем Новгороде и Выксе). За это время около 90 малышей, вовлечённых в проект, найдут своего личного доброго взрослого друга-волонтёра.

«Залогом успешной работы наших волонтёров, продолжает Елизавета Язневич, стало наше постоянное взаимодействие с ними: мы консультируем их по интересующим их вопросам и помогаем разобраться в сложных ситуациях. И, конечно, любовь добровольных помощников к детям, их искреннее желание помочь обездоленным стать счастливыми».

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах