Примерное время чтения: 11 минут
3765

Керлинг среди снежной пустыни. Как живут люди за полярным кругом

/ Виктор Поляков / АиФ

С 19 по 21 мая состоялся крупнейший в России международный турнир по керлингу среди женских сборных — Arctic Cup.

В нем состязались 2 сборные России, команды Швейцарии, США, Швеции, Финляндии и, самое главное, олимпийские чемпионки и чемпионки мира канадки. Основную конкуренцию им составили россиянки во главе со скипом Анной Сидоровой.

Турнир по керлинг в Дудинке.
Турнир по керлинг в Дудинке. Фото: пресс-служба турнира Arctic Cup

Эти две сборные и встретились в финальном матче. В итоге россиянки взяли реванш за поражение в финале последнего чемпионата мира, победив со счетом 5:3. Тогда у канадок была другой скип, но сейчас ими и вовсе руководила олимпийская чемпионка Дженнифер Джонс. Мировой тур по керлингу довольно продолжительный, и этот этап мог бы в нем затеряться, если бы не одно но.

Впервые в истории столь крупное спортивное состязание выбралось за полярный круг. А если точнее, в Дудинку. И это именно тот случай, когда не турнир красит место, а место — турнир.

Что за Дудинка?

Дудинка — небольшой город-порт в Красноярском крае. Но край большой, и многим может показаться, что и Дудинка — совершенно рядовой городок где-то в Сибири, однако это не так.

Дудинка.
Дудинка. Фото: АиФ/ Виктор Поляков

«Город, порт, судьба» — значится на одном из огромных плакатов в центре Дудинки. Глядя на однообразную архитектуру вокруг, этот слоган можно принять за горькую насмешку, но после того как проведешь в Дудинке немного времени, начинаешь задумываться, так ли все грустно.

«Я приехал сюда с женой 30 лет назад, трудовой контракт заключил на один год», — рассказывает Василий Трифонов, занимающийся обслуживанием трубопроводов многочисленных предприятий, расположенных между Дудинкой и Норильском. Трифонов говорит, что затем продлил контракт на второй, затем на третий год — и в итоге вот уже 30 лет живет в этом маленьком заполярном городке с населением в 20 тысяч человек.

«Самый-самый» город автомобилистов

В Дудинку ведут самое северное в мире шоссе и железная дорога, которая, однако, пассажиров уже не возит — только грузы. Порт — тоже один из самых северных в мире, а температура здесь бывает столь низка, что Дудинка входит в число самых холодных городов России. При этих рекордах город внешне кажется малопримечательным — сплошь двух, трех или четырехэтажки, разбитые дороги, повсюду страшные трубопроводы, да и вообще все коммуникации идут вдоль улиц — в вечной мерзлоте их не уберешь под землю.

Коммуникации в Дудинке нельзя убрать под землю из-за вечной мерзлоты.
Коммуникации в Дудинке нельзя убрать под землю из-за вечной мерзлоты. Фото: АиФ/ Виктор Поляков

Почти полгода здесь стоят либо полярная ночь, либо полярный день. Полярный день начинается 19 мая и длится примерно до конца июля. Ну а в полярную ночь неопытный турист, проснувшись в 12 часов дня, легко может подумать, что на дворе полночь.

Несмотря на то, что дорога здесь, по сути, всего одна — шоссе А382, — соединяющее Дудинку с Норильском, машин в городке много. Это кажется парадоксальным, ведь зачем в городе, который можно обойти пешком за 20 минут, машина? Однако у многих жителей она есть, хотя и работают местные в основном неподалеку. «Большинство ездят на работу», — растерявшись от вопроса, говорит один из автовладельцев. И затем добавляет: «Таксуют все, в основном». Такси и правда востребовано — ведь если тебе даже нужно попасть на другой конец города, то при температуре минус сорок 10-20 минут лучше скоротать в машине, чем идти пешком.

При этом поголовное автовладение интересно еще и другим. Для того, чтобы доставить машину на очень бедный дорогами клочок земли, местным после покупки приходится ждать по несколько недель. Доставляют автомобили на баржах в основном из Мурманска, но могут и из Красноярска. В первом случае цена вопроса составляет 40-50 тысяч рублей, во втором — около 30, говорят дудинцы.

При этом развлечь себя в этом регионе не смогут даже любители бездорожья — дороги заканчиваются недалеко от Дудинки и Норильска, дальше нет даже колеи, и ловить там совсем нечего.

Дудинка.
Дудинка. Фото: АиФ/ Виктор Поляков

Хотя зачастую за нетронутой красотой далеко ходить не надо — когда снег сходит, на протяжении 60-70 километров вдоль трассы до Норильска открываются чистейшие озера, которыми усеяно все вокруг. В теплый сезон местные часто выезжают на них, чтобы отдохнуть на природе. Однако сезон этот довольно короток, да и вода в озерах очень уж холодная.

Лютый мороз

Понятно, что в городе Крайнего севера вряд ли стоит ожидать жару даже в июне. В этом году, к примеру, в первых числах июня к Дудинке только-только подойдет кромка льда на Енисее, к 21 мая она была в 600 километрах выше по течению. В городе к тому моменту еще будет лежать снег. Даже в конце мая многие машины остаются наполовину занесенными. А в Кайеркане, что на полпути между Норильском и Дудинкой, вообще виднелись просто слегка торчащие из-под снега крыши «Газелей». И это в конце мая.

«А чему удивляться, если даже этой зимой температура опускалась до минус 54 градусов», — говорит Василий Трифонов. Дудинка — это не полюс холода, не Оймякон или Верхоянск, но она очень близка к ним в этом отношении. Среднегодовая температура здесь «-9». Все здания и даже столбы линий электропередач вдоль дорог здесь стоят на сваях, ни о каких ленточных фундаментах и речи нет из-за промерзшего грунта.

Порт — это судьба

Помимо прочего, Дудинка — очень важный порт Северного морского пути и крупнейший в Сибири. Навигация здесь почти не останавливается — для промышленных нужд есть специальные ледоколы, способные перевозить грузы и сквозь лед в человеческий рост. Этот порт — единственный в мире, который полностью затапливается — во время ледохода на Енисее. Из-за того, что затем река поднимается очень высоко, порт фактически «мигрирует» — все его сооружения переносят дальше от воды, на Журавлевую горку, где они и пережидают около 10 дней.

Дудинский порт.
Дудинский порт. Фото: АиФ/ Виктор Поляков

Для этого создали местное ноу-хау — гигантские краны стоят на специально сооруженных рельсах, по которым затем и съезжают ближе к воде.

На работе в порту занято около четверти населения Дудинки, говорят сами местные. Большая же часть жителей связана с заводами, в которых в округе недостатка нет.

Жаловаться вроде бы особо не на что — зарплаты неплохие даже по московским меркам, также положены льготы за работу на Крайнем севере — в первую очередь, увеличенный отпуск. А на многих предприятиях даже оплачивают большую часть расходов на дорогу к месту отпуска и обратно.

Одно «но»

Дудинка оставляет странное впечатление. Суровые заполярные пейзажи, архитектура и климат вкупе с небывалой открытостью и доброжелательностью местных складываются в необычную кашу — жить трудно, но те, кому надо, выживут и останутся, закалившись. Руководство города и предприятий стараются развивать инфраструктуру, в том числе спортивную, результатом чего и стало возведение ледового дворца «Таймыр» — в нем начали проводиться крупнейшие мировые состязания по керлингу, открылась хоккейная школа, чтобы дети приобщались.

Но можно ли прожить здесь всю жизнь?

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах