Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин выделил основные тенденции, которые, по мнению наблюдателей ОБСЕ, происходят сегодня на границе России и Украины, в тех контрольно-пропускных пунктах (КПП), которые обслуживают службы народных республик Луганской и Донецкой областей.
«Челноки», беженцы, люди в камуфляжной одежде
Уже год делегация ОБСЕ пребывает в России по приглашению российской стороны, и главная её задача — это фиксировать потоки людей (беженцев) и грузы, идущие в обе стороны.
Поль Пикар рассказал о наблюдениях, которые касаются двух российско-украинских пунктов пропуска — «Гуково» и «Донецк» РФ.
В основном, речь шла о КПП «Донецк» РФ, который является одним из ключевых, через который беженцы с Украины бегут от войны в Россию.
Людей, пересекающих границу, глава ОБСЕ разделил на несколько групп:
Челноки. Кто утром идёт с Украины в Россию за продуктами и деньгами, а вечером возвращается.
Беженцы. Это семьи с чемоданами, которые уезжают на долгий срок.
«Добровольцы». Люди, одетые в камуфляжную одежду, называющие себя добровольцами. Поток «добровольцев» уменьшается. В среднем туда-обратно людей в камуфляжной форме проходит в день 63 человека. Самое большое количество «добровольцев» в день было 167 человек, самый маленький показатель — 17.
Все «добровольцы» проходят через КПП без оружия, по их словам, оружие они получают на «той стороне».
Поль Пикар отмечает: «Некоторые люди носят отличительные знаки «Казацкой национальной гвардии», у которых флаг чем-то похож на флаг Ростовской области». Наблюдатель добавляет, что некоторые мужчины называют себя «вежливые люди». Границу переходят (в обе стороны) представители батальона «Призрак», командир которого Алексей Мозговой был убит в боях на Украине.
От конфликта до «более-менее ситуации»
Ситуацию на российско-украинской границе Поль Пикар разделил на четыре периода, из которых было два «конфликта» и два «более-менее мирных периода».
1-й период (с 1 августа 2014 до 5 сентября 2014 , когда был подписан 1-й Минский договор) был периодом конфликта, когда беженцы массово покидали Украину и бежали в Россию.
2-й период (с 5 сентября 2014 — по 8 января 2015 года) — «более-менее тишина». Поток людей возвращался домой из России на Украину.
3-й период (с 9 января 2015 до 14 февраля 2015) — конфликт на украинской стороне. Наблюдается вторая волна беженцев.
4-й период (с 15 февраля, то есть с даты подписания 2-го Минского соглашения, по настоящее время) оценивается как «спокойная обстановка». Жители, в среднем около 100 человек в день, постепенно возвращаются на Украину.
«Никакой военной техники через КПП не проходило, 115 раз вертолёты, самолёты и беспилотники летали вдоль российской границы, сейчас видим только вертолёты пограничников, обслуживающих границу», — поясняет наблюдатель.
Возобновились рейсы пассажирских автобусов
Тенденцией нынешнего лета стало то, что движение машин и транспортных средств стало интенсивным.
В прошлом году КПП пересекали только гражданские машины, с полгода назад появились маленькие грузовики, а теперь и вовсе курсируют тяжёлые грузовики (они держат курс в Россию). Начиная с апреля каждый день в Россию въезжает до 50 грузовых машин. Есть грузовики с номерами Белоруссии, а однажды попалась фура с номерами из Чехии.
У водителя выяснили, что грузовик он купил в Чехии ещё восемь лет назад и пригнал его в Луганск.
С наступлением лета увеличилось количество бензовозов, а также возобновились рейсы пассажирских автобусов сообщениями между городами Украины и России. В день около 60 таких автобусов на выезд и въезд проходят таможенный осмотр. Они везут пассажиров в крупные города из Луганской области в Россию. Автобусы едут из Стахановки, Первомайска, Луганска в крупные города РФ — Москву, Ростов, Волгоград, Воронеж.
Выполняются «короткие» рейсы, например Краснодон (Украина) – Каменск-Шахтинский (Россия). Большинство автобусов имеют украинские номера, то есть являются перевозчиком соседней страны.
Есть и транзитные украинские рейсы Луганск – Харьков, Луганск – Киев. Это объясняется тем, что из Луганской и Донецкой областей Украины люди не имеют возможности поехать напрямую в Киев, поэтому делают крюк через Россию в направлении на КПП «Белгород» и далее в столицу Украины.
Летом появились рейсы из Луганска в Крым, в них перевозят детей, скорее всего, на отдых в лагеря Чёрного моря. Автобус с Украины пересекает КПП, а далее дети пересаживаются в российские автобусы и едут в Крым.
Печально известный груз 200 также не обходит стороной российские КПП. Всего за год «Газели» с надписью «200» 21 раз пересекли границу в обе стороны. Одна семья, перевозившая гроб из России на Украину, призналась, что умер родственник, а он завещал похоронить себя на родине, на Украине.
«Мандат нашей миссии продолжается до 30 сентября, постоянный совет ОБСЕ из 57 послов стран Европы должен решить дальнейшую необходимость нахождения международных инспекторов на границе России», — отмечает Поль Пикар. В сентябре совет соберётся, чтобы обсудить вопрос о дальнейшем пребывании международных наблюдателей.
Как местные жители относятся к ОБСЕ
На встрече с журналистами Полю Пикару напомнили, что в Луганской области его коллегам местные жители изрисовали машину в знак недоверия.
На что Пикар отреагировал: «Рад сообщить, что в России у нас никаких подобных ЧП с местными жителями и беженцами не возникало, но иногда мы чувствуем по отношению к себе агрессию со стороны беженцев».
По словам иностранца, машины ОБСЕ находятся в соседнем городе Каменск-Шахтинске на охраняемой парковке. Поль Пикар признался, что им по инструкции положено как можно меньше времени оставлять машины в людном месте. К тому же передвижение белоснежных машин ОБСЕ сопровождает местная полиция.
Наблюдатель поясняет: «Такие взрывы эмоций происходят в момент обострения конфликта на Украине, когда стреляют друг в друга на линии соприкосновения, люди приходят эмоциональными к нам за разговором, беженцы корят нас за то, что мы не обеспечиваем мир. Бывало, люди подходили к машине, стучали в окно и задавали вопросы».
Глава миссии ОБСЕ в Ростовской области резюмирует : «Мы здесь для того, чтобы поддерживать мир, и мы нейтрально относимся ко всем, самое главное для нас — это остановить конфликт на Украине».
Беженцы в цифрах
Ростовская область приняла на себя основной поток беженцев с Украины. Сейчас на Дону официально насчитывается более 31,5 тыс. вынужденных переселенцев.
В регионе действуют пять пунктов временного размещения (ПВР). В них находятся более 1,5 тыс. беженцев.
Развёрнуты два резервных полевых ПВР на 1000 человек каждый, где беженцев сейчас нет.