Примерное время чтения: 7 минут
9056

340 км счастья! Один из создателей БАМа — о стройке века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Накормим себя сами 10/09/2014
Молодым было море по колено. Они готовы были терпеть всё.
Молодым было море по колено. Они готовы были терпеть всё. / Маршани / РИА Новости

​У Сергея Коробейникова из Ставрополя за плечами 13 лет стройки и 340 км железнодорожного полотна на БАМе. 

Он эти сотни километров не прошёл и не проехал - он их выложил. Руками. Они тогда только так и строились эти дороги в светлое будущее - потом, кровью. И счастьем тех, кто мог оглянуться и увидеть результат своей жизни. Это вам не виртуальные товары в Интернете толкать.

Татьяна и Сергей Коробейниковы из Ставрополя поженились совсем молодыми в 1973 г. Влюблены были страст­но. Думали, весь мир энергией своей любви если не изменят, то хоть чуть-чуть лучше сделают. Но реальность всегда оказывается гораздо прозаичнее - быт, пелёнки (родилась дочка), каждодневная рутина на работе. А тут сюжет по телевизору о добровольцах, отправившихся на БАМ. Вот где настоящее дело!

- А чем я хуже? Полетел в Иркутск «на разведку». Оттуда в Тынду, - рассказывает Сергей Фёдорович, и в глазах что-то такое загорается, азартное. - Там зашёл в первый же трест. «Работники нужны?» - спрашиваю. «Конечно! Оформ­ляйтесь, определим в бригаду лесорубов». «Но я строитель…» - возражаю. «Неважно, сначала мы всех отправляем в лесорубы».

Так Сергей попал в легендарную бригаду «Московский комсомолец», которую возглавлял Владимир Степанищев. А что такое работа лесоруба? Мороз 40 градусов, снег по пояс, кирзовые сапоги с двумя парами портянок (тёплые унты появились уже потом), тяжёлые бензопилы и огромные сосны на километры вокруг, но...

- ...Ребята у нас были заводные, весёлые, музыкальные. Вроде весь день на холоде вкалываешь. Сначала лес рубили, потом вдоль магистрали трубы прокладывали. Казалось бы, мечтать надо только об одном - добраться до барака, снять мёрзлую обувь, отогреться и спать. Какой там! После ужина - песни под гитару, разговоры до утра. Интересно с ними было. Все начитанные, продвинутые. Но я сильно по семье тосковал. Как там моя Танюша? Как доченька? Наверное, говорить уже научилась. В общем, вызвал девчонок к себе. 

Молодые москвичи отправляются на строительство БАМ
Молодые москвичи отправляются на строительство БАМ. Фото: РИА Новости

Татьяна собрала маленькую Ксюшу и полетела за мужем. «Да, жили мы в бараках. Не успевали на новом месте обосноваться - переезжали, строили новые бараки...» - рассказывает она. 

Владислав Иноземцев

Что такое барак? Современные молодые семьи, жалующие­ся на дороговизну ипотеки, наверное, и не представляют, что жить можно ТАК - комнатка 10 м2 на семью, удобства во дворе, горячая вода - роскошь. Зато есть паровое отопление! Друзья Коробейниковых говорили, что их родителям, покорителям целины, было гораздо труднее. А уж с дедами - строителями первых ГЭС - и не сравнить...

- На холод, отсутствие туалетов и прочих благ цивилизации мне было плевать, - смеётся Сергей Фёдорович. - Мне хотелось строить! Ведь за собой мы оставляли не только магистраль, но ещё и целые посёлки. С вокзалами, школами, Домами культуры. Казалось, вот он, коммунизм. Здесь пойдёт совсем другая - счастливая - жизнь. И мы её создаём своими руками. Сейчас я часто общаюсь с молодыми, спрашиваю их: «Вокруг столько интересного - вон газопровод тянут, мосты строят. Неужели в офисе сидеть, а то и курьером бегать, листовки рекламные в руки прохожим совать интереснее? Не увлекает их это. Им только деньги нужны, а не впечатления, друзья. Возможность что-то оставить после себя...

Супруги считают время на БАМе самым счастливым в своей жизни. 

- Покорять вечную мерзлоту было нелегко. Но там была такая атмосфера, что мы, молодые ребята, готовы были горы свернуть! - продолжает Сергей Фёдорович. - А главное - была уверенность в завт­рашнем дне. Мы все так себя там чувствовали: лучшие, нужные, главные, и нас - много! 

Михаил Веллер.

Интернет-опрос

Что может стать для России «стройкой века»?

  • Создание стратегически важного производства - 24% (366 голосов)
  • Освоение шельфа Арктики - 21% (309 голосов)
  • Мост в Крым - 17% (261 голос)
  • Глобальная федеральная магистраль - 14% (213 голосов)
  • Новый космодром - 5% (72 голоса)
  • Ничто - 19% (285 голосов)

Всего голосов: 1506

Опрос проводился на сайте www.aif.ru

Строители БАМа, живущие в палаточном посёлке Звёздный, заготавливают дрова
Строители БАМа, живущие в палаточном посёлке Звёздный, заготавливают дрова. Фото: РИА Новости

И сила, и слабость

Светлана Алексиевич, писатель:

- Я помню, мы совместно с японцами снимали документальный фильм по моим книгам и поехали в Усть-Кут, где жила одна из героинь. Зрелище, которое мы там увидели, поражает: гигантская магистраль, пробитая в вековой тайге. Мороз -40˚С. Барак. В туалет надо бежать на улицу по этому морозу. Хозяйка наварила нам пельменей. Пошёл прекрасный русский разговор. Под конец собравшиеся женщины запели песни их молодости, начали вспоминать, как они всё это рубили, строили... Японский режиссёр сидит, молчит. И вдруг задаёт один-единственный вопрос: «Я всё понимаю. Объясните мне лишь одно: почему можно построить ТАКУЮ магистраль, но при этом нельзя обеспечить строителям тёплый туалет?» Я увидела, как обиделись эти женщины - что этот холодный японец не смог понять порывы их души, их готовность идти на жертвы ради великой цели.

Я и тогда любила, и сейчас люблю его - Советского Человека. Какая-то подкупающая наивность была в тех людях. Удивительная способность жертвовать. Слепая вера была их сила. Слепая вера - их слабость. В слепой вере они были прекрасны в высокие моменты, когда надо было жизнь положить на алтарь Отечества... Не будет больше никогда таких людей. Да, слишком задёшево многие из них легли в землю, жертвуя собой. Но тем не менее они совершали потрясающие поступки - могли поехать за Урал, в пустыню ради идеи, а не за доллары.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах