- Новые «мега- проекты» государства - элементы амбициозного плана, призванного создать ощущение возврата к огромным советским стройкам и свершениям, - считает Владислав Иноземцев, д. э. н., профессор НИУ ВШЭ. - К сожалению, при внешнем сходстве проекты нынешние и советские существенно различаются.
Первое, что бросается в глаза, - сама их суть. В 1970-е и 1980-е годы в СССР и впрямь массово строились трубопроводы (нефтепровод «Дружба», газопровод Уренгой - Помары - Ужгород) и железные дороги (тот же БАМ). Но этому строительству предшествовало создание современной нефтегазовой отрасли - разработка Самотлорского и Мамонтовского месторождений, Медвежьего и Уренгоя. Добыча нефти в стране выросла в 1960-1988 гг. в 4,2 раза, газа - в 17,1 раза. То же самое касалось и добычи угля в Кузбассе, развития машиностроения на Дальнем Востоке. За постсоветское время построен ряд гигантских труб (Ямал - Европа, «Голубой» и «Северный» потоки, ВСТО), но объём добычи нефти и газа не вырос по сравнению с РСФСР 1990 г. То же и с другими отраслями: мы перестраиваем БАМ, на 60% загруженный перевозкой на экспорт дешёвого сырья - угля и руды, но не намерены перерабатывать их у себя дома: выплавка стали на 27% ниже, чем в РСФСР в конце советского периода. Поэтому сегодняшние большие стройки скорее уводят от нас наши богатства, чем создают их.
Второе немаловажное отличие - «точечный» характер проектов. В СССР плановая экономика учитывала потребности и динамику развития всего народного хозяйства. За 1960-1980-е гг.были созданы целые отрасли и региональные кластеры: нефте- и газодобыча, гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия, нефтехимия. В СССР шло на экспорт 17% добывавшейся нефти, остальная использовалась внутри страны. Сейчас упадок промышленности привёл к тому, что 66% добытой нефти вывозят за рубеж, и потому можно реализовывать отдельные проекты, не заботясь ни об их влиянии на развитие территорий, ни на «смычку» разных регионов.
Естественно, не стоит вопрос и об окупаемости. Стоимость космодрома «Восточный» - почти 100 годовых арендных платежей Казахстану за Байконур! В советский период цена строек часто оказывалась выше плановой - но никогда не становилась в разы выше мировых расценок. И дело не столько в воровстве, сколько в банальной эффективности. При этом каждый регион пытается получить из центра деньги на собственные проекты, а связь между частями страны стремительно утрачивается - ведь она не создаётся газовой трубой.
Третий момент: до половины работников на этих стройках - гастарбайтеры, а 30-60% комплектующих - импортные. Получается, развиваем мы не свою, а чужие экономики. Кроме того, и стадионы, и культурные объекты, и другая инфраструктура потребуют колоссальных средств на содержание. Иначе они придут в упадок, как это случилось в ЮАР после чемпионата мира по футболу. Показушные стройки оставляют за кадром действительно важные объекты. Как не было между Москвой и Петербургом европейского качества автомобильной и выделенной скоростной железной дорог, так их и нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Когда результат?
Помимо упомянутых в России строятся и другие крупные объекты. Среди них - космодром «Восточный» в Амурской обл., Центральная кольцевая автодорога, призванная разгрузить МКАД и федеральные трассы, расширение БАМа и Транссиба, которое сами железнодорожники называют «проектом века».
«Оценить экономический эффект мегастроек мы сможем только спустя несколько лет, - говорит Агван Микаелян, управляющий партнёр компании «Финэкспертиза». - Это как с образованием ребёнка. Нельзя же ожидать, что он сядет в кресло гендиректора и будет зарабатывать миллионы сразу после окончания вуза. Ваша задача - дать ему прочный фундамент. Так же и с этими проектами».