Примерное время чтения: 4 минуты
681

«Cтройки коммунизма».Деревню загубили, зато нефть нашли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Ешь и худей: продукты, сжигающие жиры 11/08/2010

Переброска части стока сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан

С чего началось: Требовалось увеличить площади орошаемых земель в республиках Средней Азии и создать зоны по выращиванию хлопчатника. Для этого было решено частично развернуть реки Обь-Иртышского бассейна на юг. Постановление ЦК КПСС вышло 21 декабря 1978 г.

Чем закончилось: Спустя 8 лет проект заморозили на стадии технико-экономического обоснования - у экспертов набралось около 80 критических замечаний. Несколько лет назад Ю. Лужковым был поднят вопрос о реанимации проекта. Столичный мэр считает, что он экономически оправдан, - воду можно будет продавать в страны Средней Азии.

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат

С чего началось: Во время «холодной войны» стране требовался завод-гигант по производству материалов химической переработки древесины для нужд военной и космической техники. Байкал подходил идеально: рядом огромное количество воды с минимальным минеральным составом и неисчерпаемый запас таёжных лесов. Комбинат открыли в 1966 г.

Чем закончилось: Экологи критиковали ЦБК ещё на стадии проектирования. Он стал основным загрязнителем озера Байкал. В конце 2008 г. комбинат остановился: ему запретили сбрасывать в Байкал промышленные стоки, использовать хлор при отбеливании целлюлозы, и производство стало убыточным. Совсем недавно, в июле 2010 г., частичное производство было возобновлено - для этого появились юридические основания.

Волжский автомобильный завод

С чего началось: Советско-итальянский проект по выпуску легковых автомобилей был реализован в 1971 г. - kXXIV съезду КПСС. За основу модели «ВАЗ-2101» был взят «ФИАТ-124». Проектная мощность завода - 660 тыс. автомобилей в год.

Чем закончилось: По своей цене «Жигули» не стали народным автомобилем, а конструкторы и инженеры столкнулись с массой проблем. Тем не менее в 1990-е завод акционировали, и с тех пор расходы из госбюджета на него только растут.

Освоение Нечерноземья

С чего началось: В конце 1960-х на территории, включающей 29 областей и автономных республик, шла деградация села: падала производительность, молодёжь уезжала в города. В марте 1974 г. ЦК и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». За пятилетку в спасение деревень собирались вложить больше 700 млрд руб.

Чем закончилось: 100 тыс. деревень Нечерноземья были признаны неперспективными. Не получив финансирования, более 30 тыс. из них перестали существовать. В остальных закрывались школы и больницы, дороги приходили в негодность. Как посчитали потом, на ветер было выброшено около 500 млрд руб.

Освоение западно-сибирского нефтяного комплекса

С чего началось: В начале 1960-х на огромной площади в 1,7 млн км2 на территории Западно-Сибирской равнины открыты уникальные запасы природного газа и нефти, около 300 месторождений. В конце 60-х началось формирование топливно-промышленного комплекса (ТПК). За 1970-1980 гг. на эти цели было выделено около 200 млрд руб.

Чем закончилось: Эту «стройку коммунизма» можно считать самой удачной. В Западной Сибири сосредоточено до 70% залежей российской нефти и 90% газа. В данный момент ТПК даёт половину всех поступлений в российский бюджет и 70% валютных поступлений. Именно за его счёт в первую очередь и живёт страна.

Байкало-Амурская магистраль

С чего началось: Цели строительства были стратегические, связанные с обороной страны и развитием Дальнего Востока. Активные работы начались в апреле 1974 г., когда на нулевую отметку прибыли первые комсомольские отряды. В июле вышло постановление ЦК и Совмина, строительство надо было завершить за 10 лет.

Чем закончилось: В 1984 г. было уложено «золотое звено» - БАМ сомкнулся. Всего на «стройку века» затратили 17 млрд руб., а с учётом упущенной выгоды - 55 млрд руб. Но магистраль оказалась не такой загруженной, как предполагалось. В конце 80-х здесь наступил мёртвый сезон. Сейчас доходы от эксплуатации покрывают менее 50% затрат на содержание дороги. Тем не менее, несмотря на нерентабельность, БАМ дал толчок развитию целого ряда производств.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах