Владимир Мамонтов, публицист:
— Историю про переименование площади Ленина в Ульяновске начать хочется с другого города — Тутаева. Город этот красив неброской красотой срединных русских поселений. И название ему очень подходит — Тутаев. Уютное. С удивлением узнал, что имя это новое, данное в честь героя гражданской войны Ильи Тутаева, который в целом боролся за светлое будущее, но погиб в какой-то весьма сомнительной перестрелке. Энтузиасты решили Тутаев переименовать, даже в Госдуму проект внесли, требуя вернуть прежнее пышное название — Романов-Борисоглебск.
Теперь вот в Ульяновске нашлись ортодоксы, которые настаивают на возвращении главной площади названия Соборная, потому как там прежде был собор. Логика у них такая: допустим, собор восстановят. И что? Будет он стоять на площади имени кровавого диктатора, загубившего столько православных?
Вот мой личный ответ: да, товарищи-господа. Будет. Как миленький. Но только когда вы его восстановите. А разговор у вас о том идёт с конца 90-х. И всякий раз народ против: находится в городе что поправить, улучшить, куда деньги вложить, кроме это красивого символического жеста. Стоит же здесь, в городе имени подлинной фамилии кровавого диктатора, небесной сини Спасо-Вознесенский собор, восстановленный при участии добрых благотворителей? Стоит! И ничего!
Да ещё и думать заставляет, напоминает об удивительной, парадоксальной истории России-матушки, в которой так переплелось горе-злосчастие с горними высями, что не разорвёшь. А начнёшь сдуру рвать — опять больно. Опять раскол, буза. Надоело, честное слово!
И эту мою точку зрения вполне разделяют ульяновцы, которых устраивает противоречивая история: уж какая есть, зато наша. Мы ж не украинцы какие-нибудь, чтоб проводить декоммунизацию вместо ремонта и сносить памятники Ленину. В расчёте, что за это добрый дядя-капиталист похвалит и кредит даст. Нас-то точно не похвалит и нам точно не даст.
Тут не конъюнктура работать должна. Не хотелки чьи-то исполняться прогрессивные на данную секунду. Тут всё просто: надо на народное мнение опираться. Вот Дума отказала тутаевским энтузиастам, сославшись на мнение горожан, — и правильно сделала.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции