Снова слышатся призывы срочно навести в лесу порядок, восстановить институт лесничества. Почему эту проблему не могут решить?
Сергей Блумберг, бывший егерь, Минусинский район, Красноярский край:
— Нет в лесу хозяина! Поэтому ни с пожарами, ни с болезнями, ни с браконьерами, по сути, никто не борется. Политика по отношению к лесным угодьям одна — хапнуть, а после нас хоть потоп. Лес-то практически в частных руках.
У нас в Шушенском районе частник приехал, договорился, заплатил — и пилит березняк. Берёзу активно китайцы скупают. Несколько лет назад 200 га кедра спилили кому-то на коттеджи. Вот так у нас лес «берегут»! Конечно, с таким отношением к природе площадь лесов будет только сокращаться. Плюс пожары. Плюс короед.
Но самый главный враг леса — это человек. У нас прошлой осенью снег рано выпал, деревья намокли, лес упал. Только лесхоз эти упавшие деревья ни сам не убирает (нерентабельно), ни частникам не отдаёт. А раньше так было: человек выписал себе дрова, поехал, собрал, так ему ещё доплачивали за чистку леса.
Среди лесников, кстати, тоже стали появляться коррупционеры. Например, выписано на вырубку 100 кубов, а лесник выделяет 120-150 кубов. Не забесплатно, разумеется. В полиции есть отдел собственной безопасности, а по лесу, по охоте никто никого не контролирует.
Ещё проблема: сейчас в лесу ни шишки, ни ягоды нет. А в Ермаковском районе местный житель по тайге проехался — больше ста медведей насчитал. Но медведям же надо чем-то питаться. Они уже сейчас выходят к деревне. Но никому нет дела. Пока жертв не появится, так и будут сидеть сложа руки.
Природа сама пытается восстановиться, но человек её уничтожает слишком быстро, не задумываясь, что нам дышать скоро нечем будет. Одно дерево в течение года обеспечивает кислородом двух человек. А сколько деревьев мы безжалостно пускаем под топор?! А потом говорим, что воздух у нас плохой, онкология. Уничтожили наработки, которые были в СССР, и ничего за 30 лет не создали.
Нужно вернуться назад, чтобы взять ту программу, которая была. Тогда было чётко — знали, сколько леса можно вырубить. Выбирали аккуратно, чтобы не повредить другие деревья. Каждый лесник нёс ответственность за свой участок. С него спрос был суровый.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции