Андрей Максимов, писатель, телеведущий
В наше традиционно политически непростое время хочется задать вот какой вопрос: «А вечность вообще есть?»
Вот когда читаешь, скажем, письма или дневники людей прошлой, «доинтернетовской», эпохи, кажется, что вечность, безусловно, существует. И они прямо из неё пишут. И мы про них понимаем.
Недавно я узнал, что во время Ленинградской блокады огромное количество людей вели дневники. Не только потому, что хотели выплеснуть невыносимую боль. Но и потому, что - осознанно или нет - хотели войти в вечность, немножко рассказать о себе.
Когда читаешь современные интернет-послания в социальных сетях, складывается ощущение, что либо вечности нет вовсе, либо все хотят в неё плюнуть. И чем смачнее получится - тем лучше.
На мой взгляд, нет ничего плохого в желании человека сказать о том, что есть. Если помните, гоголевский герой в «Ревизоре» просил Хлестакова: мол, если и государя императора встретите, скажите, мол, что я живу тут на свете. Нормальное желание.
Современные персонажи про себя не рассказывают, а кричат: вот я там-то, вот я с тем-то, вот я сделал то-то, вот я сделал сё-то…
Интернет заменил одиночество дома на одиночество в Сети. И это, второе, одиночество уже не кажется таким трагичным. Весь мир знает, что я нахожусь в аэропорту и лечу туда-то! Весь мир видит меня на фоне чего-то! При чём тут одиночество?
С ностальгической тоской я иногда беру в руки дневники прошлого или позапрошлого века: за их строками встают исчезнувшие люди исчезнувшей эпохи.
Интернет мог оказаться всемирной книгой. А оказался всемирным забором. А на заборе чего только не пишут, как известно. Вот и пишем. Нам кажется, что этим мы фиксируем свою жизнь - для себя, ну и чуть-чуть для френдов. А на самом деле создаём портрет человека эпохи XXI века - вот ведь оно как.
Что поймут наши потомки о нас, читая записи в соцсетях или разглядывая фото в Инстаграме? Неужели мы такие, как можно про нас подумать? Мы же лучше! Мы же глубже! Мы же интереснее! Чего ж мы несём-то всякую… Извините!
Слово перестало быть чем-то значимым. Из строительного материала людей и эпох оно превратилось в лёгкий мячик, который люди просто перекидывают друг другу. «Я в «Шереметьево»!» - лови! «А я на фоне Кремля!» - лови! Не напрягает, и слава богу…
…А вечность смотрит на нас и удивляется: о чём они только думают? Чего они только делают?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции