«Пестрые Овцы»
Лев пестрых невзлюбил овец.
Их просто бы ему перевести не трудно;
Но это было бы неправосудно -
Он не на то в лесах носил венец,
Чтоб подданных душить, но им давать расправу; А видеть пеструю овцу терпенья нет!
Как сбыть их и сберечь свою на свете славу?
И вот к себе зовет
Медведя он с Лисою на совет -
И им за тайну открывает,
Что видя пеструю овцу, он всякий раз
Глазами целый день страдает
Я что придет ему совсем лишиться глаз,
И, как такой беде помочь, совсем не знает.
«Всесильный Лев! — сказал, насупяся, Медведь, -
На что тут много разговоров?
Вели без дальних сборов
Овец передушить. Кому о них жалеть?»
Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови, Смиренно говорит: «О царь! наш добрый царь!
Ты, верно, запретишь гнать эту бедну тварь -
И не прольешь невинной крови.
Осмелюсь я совет иной произнести:
Дай повеленье ты луга им отвести,
Где б был обильный корм для маток
Я где бы поскакать, побегать для ягняток; А так как в пастухах у нас здесь недостаток,
То прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдается,
Что род их сам собой переведется.
А между тем пускай блаженствуют оне;
И что б ни сделалось, ты будешь в стороне».
Лисицы мнение в совете силу взяло
И так удачно в ход пошло, что, наконец,
Не только пестрых там овец -
И гладких стало мало.
Какие ж у зверей пошли на это толки?
Что Лев бы и хорош, да все злодеи волки.
В. В. Басня наверняка отсуствует в школьной программе. Более того, ее как-то задвигают на периферию, на задворки крыловского оглавления. А зря. Сегодня... О как много в этой басне!.. Сколько актуальных мыслей и ассоциаций — хороший и плохой следователь, эффективное их взаимодействие, добрый царь и злые бояре, щедрое первое лицо — и чиновники-неисполнители. Рассказывают, кстати, что кое-где существует своя тайнопись: наличие-отсуствие закорючки или наклон начальственной подписи даже в визе «Прошу решить положительно...» содержит свой сигнал для исполнителей — решать на деле или спустить на тормозах... Но я прерву этот хит-парад ассоциаций одним вопросом : интересно к о м у поручат возглавить «Правое дело» в Москве?..
«Лебедь, рак и щука»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
...
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.
В. В. Басня вечная, как матушка Россия. Я как спортивный, в частности, патриот очень хочу, чтобы она не обрела еще большей актуальности и от души и тела желаю дальнейших успехов и согласованности действий сочинским созидателям. Чтобы все состоялось и разразилось в срок, в 2014-ом. А там... и никакие допинг-скандалы нам уже не страшны.
Кстати, наиболее востребованная лично мной басня. Так что — переведу стрелки на себя, цитирую давнее:
«Как воз, и ныне там,-
Страна моя отдельная,
никак все не создам
шедевров поведения!..»
А однажды, в начале века, я зашифровал некое Имя так:
«Гордым клином летит, развязав себе руки,
Тот, кого не хватает и Раку, и Щуке...»
«Крестьянин в беде»
К Крестьянину на двор
Залез осенней ночью вор;
Забрался в клеть* и на просторе,
Обшаря стены все, и пол, и потолок,
Покрал бессовестно что мог:
И то сказать, какая совесть в воре!
Ну так что наш мужик, бедняк,
Богатым лег, а с голью встал такою,
Хоть по миру поди с сумою;
Не дай бог никому проснуться худо так!
Крестьянин тужит и горюет,
Родню сзывает и друзей,
Соседей всех и кумовей.
«Нельзя ли, — говорит, — помочь беде моей?»
Тут всякий с мужиком толкует,
И умный свой дает совет.
Кум Карпыч говорит: «Эх, свет!
Не надобно было тебе по миру славить,
Что столько ты богат».
Сват Климыч говорит: «Вперед, мой милый сват, Старайся клеть к избе гораздо ближе ставить».
«Эх, братцы, это всё не так, -
Сосед толкует Фока, -
Не то беда, что клеть далека,
Да надо на дворе лихих держать собак;
Возьми-ка у меня щенка любого
От Жучки: я бы рад соседа дорогого
От сердца наделить,
Чем их топить».
И словом, от родни и от друзей любезных
Советов тысячу надавано полезных,
Кто сколько мог,
А делом ни один бедняжке не помог.
На свете таково ж: коль в нужду попадешься!
Отведай сунуться к друзьям,
Начнут советовать и вкось тебе, и впрямь:
А чуть о помощи на деле заикнешься,
То лучший друг
И нем и глух.
В.В В России всегда хватало советчиков на пепелище и доброхотов на уровне благих слов... Да и само название басни звучит сегодня набатно. Еще одно очень сегодняшнее соображение. «Средь шумного бала», на раутах — сколько звучных визиток нам вручают! (Кстати,в 90-х про это написалось так: «И чем сомнительней контора, тем генеральнее директор...») А случись, не дай бог, что — хороших визиток(например, силовиков) полно,а людей нет...
Фортуна и Нищий
С истертою и ветхою сумой
Бедняжка-нищенький под оконьем таскался
И, жалуясь на жребий свой,
Нередко удивлялся,
Что люди, живучи в богатых теремах,
По горло в золоте, в довольстве и сластях,
Как их карманы ни набиты,
Еще не сыты!
В. В. Просто и в «тему», то есть в «здесь-и-сейчас». При нынешнем-то социальном расслоении да многочисленных примерах «ненасытности». Да и нищие есть профессиональные... Уйду в самоцитацию:
«Как мы корыстно нищим подаем,
Вымаливая — каждый о своем.
(Но при делах и моего масштаба...
самоубийство?..нет, задушит жаба)»
«Напраслина»
Как часто что-нибудь мы сделавши худого,
Кладем вину в том на другого,
И как нередко говорят:
«Когда б не он, и в ум бы мне не впало!»
А ежели людей не стало,
Так уж лукавый виноват,
Хоть тут его совсем и не бывало.
В.В. В России было и есть на кого пенять, причем, на зеркало — в последнюю очередь. Впору составить и тайно-кому надо- распространить свод нормативных инструкций:это, избави бог, не Евангелие, но — «От лукавого». А еще, по ассоциации, процитирую собственное: «КАК ЧАСТО ПОДСТАВЛЯЮТ НАС ЛЮБЯ!..»
«Осел» («Был у Крестьянина Осел...»)
Был у Крестьянина Осел.
И так себя, казалось, смирно вел,
Что мужику нельзя им было нахвалиться;
А чтобы он в лесу пропасть не мог -
На шею прицепил мужик ему звонок.
Надулся мой Осел: стал важничать, гордиться
(Про ордена, конечно, он слыхал),
И думает, теперь большой он барин стал;
Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком).
Сказать вам должно наперед:
В Осле не много чести было;
Но до звонка ему все счастливо сходило:
Зайдет ли в рожь, в овес иль в огород, -
Наестся д_о_сыта и выйдет тихомолком.
Теперь пошло иным все толком:
Куда ни сунется мой знатный господин,
Без умолку звенит на шее новый чин.
Глядят: хозяин, взяв дубину,
Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка,
Ослу колом ворочает бока.
Ну, так что бедный наш вельможа
До осени зачах,
И кости у Осла остались лишь да кожа.
И у людей в чинах
С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,
То плут не так еще приметен;
Но важный чин на плуте, как звонок:
Звук от него и громок и далек.
В. В. Так и хочется продолжить с помощью этого нашенского извечного «ЧУ!..» То не стон на Руси раздается — разнозвучно звенят звонки-колокольчики...А плуты при чинах безудержно пиарятся, консультируемые профессионалами, заполняя собой экраны... А потом, опять же «громкие» разоблачения- не факт, что всегда и неотвратимо...
«Слон и Моська»
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
В.В. ...Сегодня с особым сладострастием лают на слонов, утративших власть, выпавших из властных обойм и рейтингов, пинают еще не мертвого, но раненного льва.
Гнобят интеллигентов -например,ученых, которых легко обвинить хоть в шпионаже. Моськи всегда у нас в меньшей опасности.Им дают лаять и самопиариться. Эпоха Мосек в силе.
«Лев и Лисица»
Лиса, не видя сроду льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
...
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
В.В. А что, очень мудрая в своей простоте и современная басня. Почти практическое руководство. Кстати, ключ к пониманию многих неожиданных,временных, но эффективных союзов.
«Ларчик»
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
В. В. Басня сегодня с наивысшим, как ни странно, «антикоррупционным» подтекстом. Разные механики и лохи-ботаники потеют, да все никак не уразумеют, что любой ларчик открывается просто: дайте денег!
Денег -чиновнику, отсалютуйте материально инстанции... А в прейскурант вас посвятят сведущие люди.
Волк и Волчонок
Волчонка Волк, начав помалу приучать
Отцовским промыслом питаться,
Послал его опушкой прогуляться;
А между тем велел прилежней примечать,
Нельзя ль где счастья им отведать:
Хоть, захватя греха,
На счет бы пастуха
Позавтракать иль пообедать!
Приходит ученик домой
И говорит: «Пойдем скорей со мной!
Обед готов; ничто не может быть вернее:
Там под горой
Пасут овец, одна другой жирнее;
Любую стоит лишь унесть,
И съесть;
А стадо таково, что трудно перечесть».
«Постой-ка, — Волк сказал, — сперва мне ведать надо,
Каков пастух у стада?»
«Хоть говорят, что он
Не плох, заботлив и умен,
Однако стадо я обшел со всех сторон
И высмотрел собак: они совсем не жирны,
И плохи, кажется, и смирны».
«Меня так этот слух, -
Волк старый говорит, — не очень к стаду манит;
Коль подлинно не плох пастух,
Так он плохих собак держать не станет.
Тут тотчас попадешь в беду!
Пойдем-ка, я тебя на стадо наведу,
Где сбережем верней мы наши шкуры:
Хотя при стаде том и множество собак,
Да сам пастух дурак;
А где пастух дурак, там и собаки дуры».
В. В. Басня не нуждается в особых комментариях. Ибо прозрачно проецируется на любые российские времена. Можно только отметить, что воспитание подрастающего поколения у волков всегда было на высоте. Как и то, что стадо всегда в проигрыше...
Прочитать комментарии других знаменитостей к басням Крылова