«Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение СССР и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Но сумасбродным идеям не суждено было сбыться – ход войны развеял их в прах», – писал Сталин на следующий день после Победы. Прошло 46 лет, и СССР распался и без всякой войны. Почему так получилось?
Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
Дело в том, что Сталин, приняв в наследство от Ленина марксистское государство, изменил его. У Ленина идеи экономически справедливого государства опирались на идеи либерального социального устройства – свобода личности, отрицание церкви. Сталин под ленинскими лозунгами (по-другому в те времена было нельзя) построил принципиально другую страну – с сильным управлением, отстаиванием национальных интересов по всему миру, традиционными ценностями. Иное государство вряд ли могло бы противостоять мощнейшей нацистской машине, нацеленной на уничтожение.
Брежнев, чувствуя постепенное ослабление страны, эти «реформы» приостановил, но Горбачёв вновь продолжил, приведя СССР к закономерному финалу. Такой ошибки советское руководство, быть может, не допустило бы, если бы советские элиты к тому времени не деградировали. Но к концу СССР они могли только паразитировать на идеях предшественников да грабить то, что осталось от некогда могучей страны.
Но главное – исчезла идея, которая двигала жизнь страны и её граждан. Люди перестали чувствовать необходимость государства. Лишь с большим трудом эта идея была возрождена в 2000-е годы.
Современная Россия отказалась и от ленинской, и от сталинской трактовки того, каким должно быть государство. Однако взамен никакой глобальной идеи предложено не было. Ради чего наша страна существует? Куда она должна двигаться? На эти вопросы мы до сих пор не можем найти ответа.
Отсюда такой истовый экзальтированный сталинизм, в котором люди видят источник укрепления государства. Для них Сталин – это не ГУЛАГ и репрессии, а сильная великая держава с чётким пониманием своего места в мире. И пока не возникнет новой идеи, старые так и будут витать в воздухе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции