Владимир Бортко, режиссёр, депутат Госдумы
Конечно, мы помним, что в своё время распались Австро-Венгерская империя, Британская империя и многие другие. Но их распад не идёт ни в какое сравнение с распадом СССР. Развал Советского Союза повлёк за собой изменения не только территориальные, но прежде всего идеологические. Союз был первым и единственным в мире государством, которое хотя бы декларировало мысль о том, что человек человеку не волк, а брат. Исполнялось это или нет - другой вопрос. Но такая установка была.
На территории СССР все строили новое общество. Людей действительно объединяла общая идея. Почему же так случилось, что эта идея не смогла спасти советскую империю от краха? Главная причина, на мой взгляд, в том, что верхушка советской власти в какой-то момент перестала следовать тем идеалам, которые были заложены в основу государства. СССР был отлично защищён от нападения извне, но никто и подумать не мог, что его будут рушить свои же «цари-батюшки». И кому в итоге от этого стало лучше? Союзным республикам? Может, кто-то из них и выиграл в чём-то. Но Россия однозначно потеряла. Это факт! У нас была мощнейшая страна, которая занимала второе место в мире по всем экономическим показателям. 20% мировой промышленности приходилось на советское производство. Сейчас приходится всего 3%. Разница колоссальная! Но главное даже не это, а то, что мы были впереди планеты в плане культуры. Смысл всей идеологии был в том, чтобы воспитать нового человека.
Сегодня нам остаётся только скорбеть по утраченной империи. Но я верю, что однажды она будет реанимирована. Иначе просто нельзя. Распад СССР - это не только наша личная боль, это большая утрата для всего человечества. И тех, кто сегодня говорит, что, мол, в Союзе был ненавистный железный занавес, я хочу спросить: 20 млн наших граждан, живущих сегодня за чертой бедности, - это достойная цена за открытые границы? Свобода передвижения перевешивает бесплатную медицину и образование, которые мы имели? Любой здравомыслящий человек ответит вам отрицательно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции