Михаил Маров, академик, член Совета РАН по космосу:
— Возможно, российской космонавтике не хватает пиара, которого вдоволь у американского миллиардера, владельца компании SpaceX Илона Маска? Из запуска каждой ракеты он устраивает шоу, а недавно отправил в космос личный автомобиль. Тем не менее общий счёт пока в пользу России: если собрать все запуски беспилотных грузовых кораблей, которые осуществили США, Китай и другие государства, получится 36 полётов и 2 аварии. А у нас — 158 полётов и 3 аварии. Почему же про эту статистику говорят мало, акцентируя внимание в основном на провалах?
Несмотря на катастрофические для нашей космонавтики 90-е годы и обрушение космического бюджета, мы смогли сохранить эту отрасль. Ещё несколько лет назад аварии шли чередом — спутники терялись, ракеты падали... Но мы справились с этим. А недавно президент подписал указ о разработке сверхтяжёлой ракеты-носителя, чего Роскосмос ждал годами. Если всё пойдёт по плану, к концу 2020-х гг. мы выйдем на самые передовые позиции в отрасли.
Навёрстывается отставание в прикладном космосе, связанном с обеспечением наших повседневных нужд на Земле. Это метеоспутники, спутники связи и навигации... К сожалению, ситуация остаётся тяжёлой в том, что касается научного космоса. Мы десятилетиями не запускали исследовательские аппараты хотя бы к Луне. Но и в научной космонавтике есть достижения. Несколько лет назад был успешно запущен крупнейший космический телескоп «Радиоастрон». Это сопоставимо с проектами наших зарубежных партнёров, а в чём-то их превосходит. Неслучайно к исследованиям присоединилось почти 50 лабораторий мира. Не будем забывать, что Роскосмос регулярно осуществляет коммерческие проекты, запуская аппараты других стран. И что работа международных экипажей МКС обеспечивается лишь благодаря нашим «Союзам». То есть ведётся постоянная работа, которую критики российской космонавтики (да и просто обыватели тоже) не замечают.
Не думаю, что нам стоит заниматься «пиаром из ничего» или устраивать шоу, как делает Илон Маск. Но объяснять в доступной форме населению, для чего нужны космические исследования и чем заняты экипажи на орбите, конечно же, нужно. В этом ничего зазорного нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции