Примерное время чтения: 18 минут

Как до Луны. По чьей вине мы сегодня оказались на космической обочине?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Коронавирус поражает не только людей, но и мировую экономику 05/02/2020
Транспортировка ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-15» на стартовую площадку космодрома Байконур. / Сергей Мамонтов / РИА Новости

Писатель, журналист, лауреат Госпремии СССР Владимир Губарев:

— Повезло. Познакомился с уникальным документом. Он предназначен для высших руководителей страны. Наверное, даже для Первого.

Без сомнения, в советское время на нём появился бы гриф «Совершенно секретно», так как речь идёт о ракетной и космической технике. Однако сейчас времена иные, подобные тайны быстро становятся достоянием общественности, но тем не менее...

Процитировал фрагменты из документа чиновнику из «Роскосмоса». Тот среагировал моментально:

— Только не сообщай об авторе письма!

— Почему?

— Он будет сразу же уволен! Ведь понятно, что он работает в нашей системе. Таких критиканов у нас не любят... Да и ошибается автор: у нас дела идут не так плохо, как ему представляется. По запускам мы уже обошли американцев.

— Но обещали же вдвое больше?!

— Не наша беда, что планы не всегда выполняются.

— А кто же виноват?

— Система... Это разговор особый, однако автора документа всё-таки пощади...

Я пообещал сохранить его имя в тайне. По крайней мере до конца этого материала...

«Наших планов громадьё»

Руководители «Роскосмоса» любят мечтать — совсем как знаменитый персонаж «Мёртвых душ». Говорят они красиво, увлекательно. Особенно когда речь заходит о будущем. О том времени, когда уже не будут руководить этой легендарной организацией.

Один руководитель «Роскосмоса» ещё на рубеже столетий обещал нам полететь на Луну к 2020 г., да ещё и создать к этому времени линейку ракет-носителей, способных выводить на околоземные орбиты любые спутники и одновременно строить там же орбитальные площадки для стартов к Луне, Венере и Марсу.

Нынешний глава «Роскосмоса» полёт к Луне «перенёс» на 2030 г., обещая к тому времени создать мощную ракету, способную выводить на орбиты до 100 т груза. Эх, какая мощность!

Впрочем, ничего необычного в таких цифрах нет. Именно такие веса потребовались «Аполлонам», чтобы осуществить лунные экспедиции, да и наша «Энергия», созданная под руководством академика В. П. Глушко, была способна справиться с такими весами. Иногда мне кажется, что весьма позорная и весьма разнузданная пропаганда того, что американцы на Луну не летали, а всё имитировали в Голливуде, и организована-то с единственной целью «оправдать» наш проигрыш лунной гонки. Мол, а теперь мы готовы туда не только слетать, но и организовать там лунную базу. Правда, вопрос: «Зачем и что там будем делать?» — остаётся открытым.

Но из грёз и мечтаний вернёмся в действительность.

По итогам 2019 г. из «Роскосмоса» звучат победные реляции:

— состоялся пуск 25 ракет, причём без аварий;

— выведено на орбиту 73 аппарата;

— запущено 4 пилотируемых и 3 грузовых корабля;

— продолжилась работа на Международной космической станции, на которой Олег Кононенко провёл в общей сложности рекордных 737 суток;

— 13 июля 2019 г. проведён успешный запуск космической астрофизической обсерватории «Спектр-РГ»;

— продолжилось строительство космодрома «Восточный», откуда планируется в 2028 г. произвести первый запуск «Ангары».

Впечатляюще, не правда ли?

Но эти данные меркнут, если познакомиться с достижениями в космосе Китая. Сегодня по числу запусков (в том числе коммерческих!) Поднебесная опережает и США, и Россию. Успешные эксперименты на обратной стороне Луны показывают, что китайские амбиции по освоению спутника Земли не лишены оснований, — техника для таких проектов уже создаётся. Более того, появились проекты и по созданию постоянной научной станции на Марсе к тому времени, когда мы собираемся полететь на Луну. Таковы дистанции двух мечтаний — нашей и китайской. У нас — Луна, а у них — Марс! Сегодня Китай в космических областях сотрудничает с 40 странами и 100 организациями, что свидетельствует о его грандиозных успехах в космонавтике в частности и науки в целом.

К сожалению, в планах «Роскосмоса» космическая наука на задворках, на первых местах — коммерция. Это касается как продажи американцам мест в «Союзах», так и приоритета в обычных пусках. Но надо понимать, что постепенно нас вытесняют и с этого рынка — китайские ракеты не менее надёжны, чем наши, цены запуска у них поменьше. Ну а американцы пока стоят чуть в стороне, наблюдая за конкуренцией в космосе. Через год-два они надеются войти в это соревнование с новыми носителями и принципиально новым кораблём, на котором можно будет летать в космос как туристам, там и исследователям Луны и планет. Это будет принципиально новый скачок в освоении космоса. По крайней мере, так считают специалисты.

Мозговой штурм отложен?

Единственный крупный научный эксперимент у нас — это «Спектр-РГ». Прекрасная работа учёных! Жаль, что потребовалось слишком много времени, чтобы его осуществить.

Нынешний руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин любит ссылаться на Академию наук, мол, он ждёт оттуда новых проектов и новых идей, чтобы их осуществлять. Но, как ни прискорбно это говорить, нынешняя Российская академия наук почти полностью отстранена от науки. Как космической, так и других отраслей.

И тем не менее... Теперь каждое утро, едва проснувшись, начинаю размышлять о том, откуда произошла жизнь на Земле и почему надо вновь лететь на Луну и Марс. А случилось это после нашей беседы в президиуме Академии наук с академиками Александром Сергеевым и Юрием Балегой, которые вернулись из США, где подписали соглашение с американской Академией наук о сотрудничестве. Это само по себе стало сенсацией, так как нити, связывающие наши державы, рвутся одна за другой — а тут «научная нить» становится прочнее.

— Даже в самые жёсткие годы холодной войны мы бывали в научных лабораториях США, а они — у нас. Обменивались опытом, результатами исследований, обсуждали перспективные направления работ, — говорит президент РАН академик Александр Сергеев. — Интересы международного научного сообщества выше политики, дипломатических и прочих отношений, так как именно наука определяет уровень развития цивилизации и её будущее.

— Мы договорились о совместной реализации проекта «Венера-Д» по отправке межпланетного космического аппарата на Венеру. Американская сторона очень заинтересовалась российским проектом и дала своё согласие на участие в нём, — сказал Сергеев. — В проект пока не планируется включать никакие другие страны, кроме России и Америки.

— В Москве пройдут два мозговых штурма по программам изучения Луны и Венеры, — сообщил вице-президент РАН Юрий Балега. — Мы обсуждали в НАСА программу исследований Венеры, рассмотрели различные варианты. У нас есть интересная идея запустить аппарат в верхних слоях атмосферы Венеры, чтобы изучать её химический состав. Американцы признают, что у них в техническом плане тема детально не проработана. Именно у нашей страны самый богатый опыт успешных посадок на Венеру. Ещё одной темой обсуждения в НАСА стала лунная программа. У США есть свой проект изучения спутника с помощью лунной орбитальной станции, который предполагает и высадку на поверхность Луны астронавтов. У нас другая концепция — последовательный запуск автоматических зондов начиная с 2022–2023 гг. Мы обсудили с американскими коллегами создание совместной навигационной системы вокруг Луны, чтобы ею пользовались все участники окололунных проектов.

Безусловно, сотрудничество России и США в исследованиях Луны и Венеры полезно и интересно. Особенно оно необходимо после прекращения работы Международной космической станции. Нельзя, чтобы «космическая нить», перекинутая через океан, порвалась. Однако такая опасность существует.

Словом, планы хорошие, оптимистические. Но почему же всё опять застопорилось? Я спросил при встрече у академика Льва Зелёного, который курирует космические программы в академии:

— Как идут дела с «Венерами», о которых договорились с американцами?

— Пока никак, — ответил он, — денег на создание станций «Роскосмос» фирме Лавочкина не выделил. Какие-то приборы мы в Институте космических исследований делаем, но это мизер.

— А «мозговой штурм» состоялся?

— Переговариваемся по интернету. Денег у академии даже на такие встречи нет...

Мы упрекаем коллег на Западе в русофобии, в негативном отношении к нашей стране, которое насаждается сегодня в средствах массовой информации и среди политических элит. К сожалению, мы сами подчас способствуем этому, не выполняя свои обещания и нарушая обговорённые сроки. Нам перестают доверять, а без этого развивать международные связи невозможно.

«Марсианская эпопея»: тоже без нас?

В этом году нам предстоит несколько раз искренне позавидовать и американцам, и китайцам, и европейцам. Ведь наступает «марсианский год». К событиям на Красной планете будет приковано внимание миллионов людей, причём не только тех, кто профессионально интересуется космонавтикой, астрономией и наукой, но и обывателей. На далёком Марсе должны произойти события, которые, возможно, полностью изменят наши представления о прошлом Солнечной системы и нашей планеты. Там пройдут уникальные эксперименты, ради которых работали учёные многих стран.

Среди них есть и наши специалисты. К сожалению, их вклад не так велик, как хотелось бы и каким он мог бы быть, если мы претендуем на роль лидирующей космической державы.

В июле этого года к Марсу отправится американская станция, следом за ней — европейская и китайская. Объединённые Арабские Эмираты также хотят вывести на околомарсианскую орбиту свой аппарат, небольшой, но весьма престижный — таким образом шейхи хотят отметить 50-летие создания своего государства.

Китайцы впервые начнут исследовать Марс. Причём проект предусматривает и орбитальный аппарат, и посадочный модуль, и марсоход. Удачные полёты к Луне и работа на её поверхности дали специалистам Поднебесной необходимый опыт управления космическими роботами, и китайцы рассчитывают на успех. Это даст им приоритет и в области изучения планет — они станут второй державой, которая исследует марсианские равнины. Ну а нам с Красной планетой не везёт — неудачи преследуют нашу космонавтику с запуска «Марса-1»... Пока мы только воспроизводим полёты к этой планете в земных условиях. Интересно, конечно, но реальный старт в далёкой мечте...

Приблизит ли её «ЭкзоМарс»? Ведь полёт станции, созданной европейцами и нами, должен был начаться ещё в 2009 г. Потом он откладывался 5 раз... В основном из-за отсутствия финансирования. Сейчас «Протон» должен вывести станцию на орбиту. Удастся ли это сделать, пока открыто «окно на Марс», т. е. в июле и чуть позже, до конца не очень ясно. Поверим заверениям «Роскосмоса», что всё идёт по плану... Впрочем, это мы слышали и в 2011 г., и в 2013-м, и в 2016-м, и в 2018-м...

Американцы осуществили уже 8 посадок на планету, а марсоходы побывали в разных её районах. Радует лишь то, что наши приборы, созданные в Институте космических исследований РАН, искали там признаки жизни...

Космическая «загогулина»

Октябрь 2018 г. Корабль «Союз МС-10» взорвался на старте — не отделилась боковушка... На борту — наш Алексей Овчинин и американец Тайлер Хейг.

Как тут не вспомнить нашего незабвенного Бориса Николаевича и его знаменитую «загогулину»?! Как показало расследование, штырь, соединяющий блоки ракеты, во время стартовой подготовки не входил в предназначенное для него отверстие, а потому с помощью универсального инструмента русского человека — молотка — был изогнут и превращён в «загогулину». Она и не позволила боковушке отделиться после срабатывания первой ступени. Ну а дальше — взрыв! К счастью, аварийная система спасения не отказала, космонавт и астронавт остались живы.

Виновник аварии был определён, руководство «Роскосмоса» сообщило общественности об успехе расследования, и на этом, казалось бы, поставлена точка. К тому же следующий старт прошёл благополучно...

Но есть ли гарантия, что в нашей космической индустрии не появится новая «загогулина»?

— Нет, так как наша космонавтика находится в глубоком кризисе, — считает Валерий Рюмин.

Оснований не верить прославленному космонавту, который совершил четыре полёта — три на наших орбитальных станциях и один на американском «Шаттле», — нет. Плюс к этому на протяжении многих лет он работает на «Энергии», носящей имя своего основателя С. П. Королёва. Валерий Викторович начинал здесь рядовым инженером, вырос до заместителя главного конструктора, а теперь стал советником. Он руководил полётами станции «Мир» и МКС. В общем, Валерий Рюмин знает ситуацию в нашей и мировой космонавтике изнутри, а потому не считаться с его мнением нельзя.

— В последние годы в нашей отрасли командуют чиновники, что и приводит её к тому плачевному состоянию, в котором она находится. Как известно, чиновники считают, что они всё знают, а потому мнение специалистов их не очень интересует, — утверждает Рюмин. — Кризис начался не сегодня. Считаю, что точка отсчёта — это уход с поста генерального конструктора Юрия Павловича Семёнова. И началась череда смены руководства, что ни к чему хорошему не привело. После Семёнова пришёл Николай Севастьянов — молодой, амбициозный, со своими идеями. Однако они не понравились руководству «Роскосмоса», во главе которого тогда стоял Перминов. Я называю его губителем всех наших идей. Мы тогда только начали разрабатывать новый корабль «Клипер». Договорились с академиком Погосяном, что и как будем делать... Два года работали, кое-что начало получаться. И вдруг Перминов приказал все работы остановить...

— Почему?

— Деньги надо было с авиационной промышленностью поделить! А ведь «Клипер» — оригинальный проект, корабль с крыльями. Для нас — тех, кто работает в «Энергии», — это была новая задача, а потому хотелось проект осуществить. Не сомневаюсь, что «Клипер» мы сделали бы. Однако Перминов — человек военный, т. е. нетворческий человек. Военные привыкли работать по инструкциям. Потом в руководство пришёл Поповкин, тоже военный...

На мой взгляд, большая ошибка — ставить генералов во главе таких отраслей, как космическая. Наша «Энергия» — организация особенная.

— В чём же?

— Космическую технику создают творческие люди. Королёв и Глушко, которые возглавляли «Энергию», никогда не позволяли военным командовать ими. Мне даже представить трудно, чтобы какой-нибудь генерал типа Перминова мог закрыть проект Королёва или Глушко. А сейчас это случается повседневно...

— Что же будет дальше? Скоро у американцев появится новый корабль. Как образно выразился академик Маров, это «трёхкомнатная квартира в космосе». Если продолжать сравнение, то нынешние корабли — это «совмещённые санузлы в хрущёвках».

— Корабль они сделают. У нас в разработке «Федерация». Но ни в 21-м, ни в 22-м году нового корабля у нас не будет. А делаем «Федерацию» уже лет десять... Но даже если мы её сделаем, то выводить корабль на орбиты не на чем. Нет носителя. Была ракета «Энергия», но её уничтожили. А носитель-то был шикарный! Сделать сейчас такой же проблематично...

И вместо заключения

В письме, с которого я начал свой материал, есть такие слова: «Нельзя также не отметить, что именно в области ракетной техники имеет место расходование весьма крупных средств, а полезная отдача и уровень производительности труда зачастую отстают».

Не правда, актуально?

Это один из последних документов, над которым в январе 1966 г. за несколько дней до своей смерти работал академик Сергей Павлович Королёв. Письмо он намеревался отправить Л. Брежневу. А у меня такое ощущение, будто великий конструктор обращается сегодня к Президенту России.

Фрагменты из письма

«В настоящее время нет единого, достаточно хорошо продуманного и технически обеспеченного плана работ по космосу.

Между тем имеются крупные, обладающие большим опытом производственные базы и кооперации. Есть много новых и прогрессивных научных и технических идей и предложений. Наряду с этим есть ещё отдельные вопросы и участки, крайне слабо развитые, без производственной базы, без перспективы их развития, что сильно тормозит нормальный ход работ.

В целом можно сказать, что у нас отсутствует правильная и рациональная организация работ по космосу.

На протяжении последних лет не выработано и единой технической политики по космосу, и главным образом потому, что любое вносимое техническое предложение принимается, как правило, волевым порядком либо обсуждается не всесторонне, а в кругу авторов, и научный фронт работ слишком расширяется.

Призванные для решения именно этих вопросов научные советы и организации бездействуют...»