Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений
Жители России на самом деле работают не так уж мало, как это преподносит г-н Вуколов. У нас в стране средняя годовая занятость - 2000 часов, а в Германии, к примеру, 1380 часов. Почти во всех европейских странах работают меньше, чем в России. Это же относится к США и Японии. А мы и ещё несколько стран (Южная Корея, Коста-Рика и Греция) - лидеры по количеству отработанных часов в год.
Но ведь мы понимаем, что в той же Германии экономика эффективнее. Так что принцип «надо больше работать» не приводит к тому, что экономика страны начинает функционировать лучше. Здесь работают другие законы. И в соответствии с этими законами призыв главы Роструда может привести к обратным последствиям. Во-первых, увеличится нагрузка на уже действующих работников. Как следствие, снизится плата за рабочий час, вырастет безработица. Грубо говоря, те, кто станет работать больше, отнимут эту работу у других.
Корень проблемы не в лени русского человека, а в том, что людей надо правильно мотивировать. Например, в Японии стимулом к профессиональному росту является повышение зарплаты. В этой стране разница в оплате между низкоквалифицированным рабочим и директором предприятия составляет 4,5 раза. В России же директор может получать в десятки, а то и в сотни раз больше. В Японии за каждое рацпредложение работник получает бонусы. А наши Кулибины? Их кто-то мотивирует?
Без инвестиций в новые технологии (в РФ многие предприятия работают со старыми фондами) нам ничего не добиться, сколько бы времени люди ни простаивали возле станка.
Заявить, что надо больше работать и всё исправится, всё равно что заявить: давайте увеличим пенсионный возраст - и всё наладится. А то, что у нас многие не доживают до пенсии, прежде всего мужчины, Роструд волнует? А ведь их призыв увеличить рабочую нагрузку ударит по здоровью людей. Праздники, которых якобы у нас слишком много, дают людям возможность передохнуть, прийти в себя. А в той же Японии дней, когда трудящиеся отдыхают, больше, чем в России. При этом Япония сохраняет статус технологической супердержавы. Им праздники почему-то не мешают. Так что не в праздниках дело, а в реализации продуманной, системной экономической политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции