«Он был нормальным парнем», — заявили сразу после трагедии во французских Альпах люди, знавшие Андреаса Лубитца. Однако действия второго пилота «Аэробуса А320» (принадлежащего «дочке» «Люфтганзы» авиакомпании Germanwings), по всем косвенным признакам, говорят, что он сознательно и расчётливо угробил свою жизнь и жизни ещё почти полутора сотен ни в чём не повинных людей (членов экипажа и пассажиров). И это совсем не нормально.
Кем был этот 28-летний парень, какие у него были психологические проблемы и мотивы, сегодня толком не могут сказать ни эксперты, ни коллеги, ни родственники, ни друзья. Поначалу никто не мог вспомнить о нём ничего особенного. На первый взгляд, обычный парень, каких миллионы. Похоже, и друзей у этого закомплексованного немца было не то чтобы много. Недолюбленный одинокий фанатик авиации? Пытаясь понять причину его поступка, люди, знавшие пилота, начали припоминать его «странности». Ряд германских СМИ опубликовал информацию, что Лубитц посещал интернет-сайты с гей-порнографией, а также ресурсы, посвящённые теме суицида и сексуальных извращений. При этом у 28-летнего парня была пассия (на момент трагедии уже в статусе «бывшая»), которая оказалась ещё и беременной. Гей, отчего-то скрывавший свою ориентацию? Но Германия — весьма толерантная в этом отношении страна.
Получается, Лубитц вёл двойную жизнь, о которой не очень-то распространялся даже в кругу близких людей. А может, затурканный немец, как и герой Фёдора Достоевского Родион Раскольников, страдал целым букетом комплексов (Герострата, Наполеона) и тоже думал перед тем, как направить самолёт в альпийские скалы: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Бывшая подруга самоубийцы, стюардесса (имя которой не называется), рассказала немецкому таблоиду Bild, что Лубиц говорил ей о своём желании «изменить систему» и совершить нечто такое, что заставит всех запомнить его. «Когда я узнала о крушении, то снова и снова проигрывала в голове запись того, что он говорил: „Однажды я сделаю что-то, что изменит систему, все узнают моё имя и запомнят меня“», — рассказала немецким журналистам девушка. Узнали. Запомнили. По словам 26-летней пассии пилота, Лубитц был скрытным человеком. При этом он мог, например, проснуться среди ночи с криком: «Мы падаем!».
Но какую «систему» хотел изменить этот «псих»? Отбора пилотов? Систему лоукоста (низкобюджетных полётов, где, как говорят испанцы, «мучо трабахо, поко динеро» — много работы на износ и мало денег)? А может, общепринятую систему «европейских ценностей»? Он не был ни религиозным фанатиком, ни изгоем. Поэтому мой разум отказывается понимать, что Лубитц сделал это просто потому, что решил остаться в памяти как человек, совершивший отчаянно дерзкий поступок.
Боюсь нарваться на критику, но всё же рискну сказать вот ещё о чём. Я был в Германии, откуда родом пилот-самоубийца, неоднократно. Почему-то именно в этой благополучной стране меня каждый раз охватывает беспричинная тоска. Возможно, от того, что за фасадом внешнего благополучия там протекает совсем не радужная жизнь. Я был в гостях у многих наших бывших соотечественников, о жизни которых у меня сложилось гнетущее впечатление, что они там не живут, а доживают. Не все, понятное дело, но многие. Конечно, Лубитц — не выходец из СССР, а коренной житель. И ему проблемы «понаехавших» не знакомы… Но тем не менее.
В феврале года нынешнего я был в Чехии (в пресс-туре с группой журналистов и представителей турагентств из России). Нас развозил молодой парень — Олег (выходец из Молдавии). После распада Союза он попытался найти своё бытовое счастье в Германии. Прожив там несколько лет, эмигрировал в Чехию (где тоже не сахар). Ничего хорошего про Германию он не рассказывал. Я запомнил его фразу: «В Германии растительная жизнь. Работаешь-работаешь, ешь и спишь. И больше ничего. Тоска». Я понимаю, что не все так живут в Германии. А многие и в России живут такой растительной жизнью. Но жизнь человеческая, она ведь не для того, чтобы, как осёл, тупо тянуть лямку. Вот этот немец-пилот и взбунтовался. Поймите меня правильно, я его не оправдываю. Но пытаюсь понять. Может, ему просто расхотелось быть ослом?
Крушение Airbus A320 авиакомпании Germanwings во французских Альпах
Крушение Airbus A320 авиакомпании Germanwings во французских Альпах
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции