aif.ru counter
11834

Нас отучают думать

Чиновники, журналисты, литераторы сдали пробный ЕГЭ по литературе. 100 баллов не набрал никто.

Михаил Веллер.
Михаил Веллер. © / www.russianlook.com

Михаил Веллер, писатель, философ

Дело не в том, что ты знаешь. Дело в том, что ты понимаешь. Можно знать всё и не понимать ничего. Недавно я решал вопросы. Не те, где пилятся миллиарды, а те, что в ЕГЭ по литературе. Из четырёх вопросов на один я не ответил — как называется отображение душевных движений человека и т. д. Оказалось, правильный ответ — «психологизм».

Все определения психологизма я знаю и имею собственное. Но этот вопрос — всё равно что спросить, как называется изображение людей и природы на холсте красками. Правильный ответ — картина, а не живопись. То есть вопрос грамматически и семантически некорректен.

Возможно, школьник догадается, о чём его пытаются спросить экзаменаторы. Но понимает ли этот догадливый школьник трагедию советских народов в ходе Великой Отечественной войны? Понимает ли, на что способен человек в экстремальных обстоятельствах? Понимает ли он родство Андрея Соколова из шолоховской «Судьбы человека» с толстовским Платоном Каратаевым и Павкой Корчагиным Островского? Но понимать его не учат.

Более того, понимать нас отучают. Мы можем говорить о росте цен, мы можем ругать правительство, мы можем рассуждать о достоинствах и недостатках чего бы то ни было. Но увязать воедино мы это не можем — нас этому не учат.

ЕГЭ по литературе важен тем, что литература — это базовый аспект воспроизводства культуры. Литература должна учить людей видеть взаимосвязь всех явлений — добра и зла, любви и ненависти, правды и лжи. Чтобы человек смотрел на жизнь открытыми глазами и не заменял открытые глаза набором трафаретов в голове. От ученика требуется одно: чтобы он умел понимать. А понимать — это то же самое, что думать. Думаешь — и иногда поймёшь.

Во всём мире мы видим нарастание непонимания. Когда все, начиная с политиков и журналистов, способны транслировать факты, но не способны их анализировать. Нужно учить анализировать, а не транслировать. Что толку, что мы чего-то выучим. Потом напишут другие учебники, и следующее поколение школьников выучит что-то другое. А то, что происходит кругом, от чего зависят наши судьбы и судьбы наших детей, мы, как младенцы или пьяные, видим, но не понимаем. Сползаем куда не надо, чувствуем, что что-то идёт не так, знаем, что не так, но не понимаем, как исправить... Так что эти заранее выученные ответы на заранее составленные вопросы нынешней цивилизации обойдутся ещё очень дорого.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Рашит ханнанов
    |
    07:07
    26.02.2015
    10
    +
    -
    Автор прав на все сто. И ведь тут не только ЕГЭ. Формированием у населения поверхностного образа мышления занимаются и Минобразование, и Минкульт, и все СМИ. Начиная практически со времен Адама (мир ему) человечество пыталось внедрить в своей среде рабство. Сначала это выражалось в праве первородства, т.е. у первенца больше прав. А затем вылилось в форму открытого закабаления. Что интересно? Восстания рабов происходили всегда. Но как только восставшие захватывали власть, причем под лозунгами справедливости,то они незамедлительно обращали в рабство предыдущих господ. В новой истории буржуазия сначала свергала феодалов, а сейчас вот наступил этап, когда буржуазия (ее финансовая верхушка) пытается выпестовать совершенно новое поколение рабов. Вот для чего нужны поверхностно мыслящие люди. Ведь они никогда не дододумаются до сути проблем. Автору желательно было бы продолжить тему. И объяснить людям, какие впечатляющие успехи в формировании "нового человека -неораба" уже достигнуты. Ибо люди станут думать собственной головой, только если они поймут, что их обманывают. А без этого, население будет превращать все в хохму, смеяться над "тупизмом" чиновников и ....будет послушно сдавать ЕГЭ и пр.
  2. Андрей
    |
    08:18
    26.02.2015
    8
    +
    -
    Все правильно, Михаил, В 9-м классе у меня поменялся преподаватель по лит-ре. (я заканчивал нормальную школу, советскую) Учась в средней школе 4-8 класс, мой преподаватель по лит-ре учил меня анализировать текст и высказывать свое мнение. Причем важный условием было 1. Знать мнение критиков 2. если мое мнение с мнением критика не совпадает то я должен доказать свою точку мнения. Ну я в 9-м классе по привычке выразил несогласие с учебником. Мой новый преподаватель поставил мне двойку, мотивировав что мое мнение ее не интересует - мое мнение должно полностью соответствовать учебнику. Вывод: На литературу я "забил" и тянул на твердую международную (удовлетворительно или трояк). Лит-ра в данном случаи приведена как пример. А ЕГЭ - это вообще происки наших врагов, которые уничтожают Российское образование.
Комментарии (14)
  1. Рашит ханнанов
    |
    07:07
    26.02.2015
    10
    +
    -
    Автор прав на все сто. И ведь тут не только ЕГЭ. Формированием у населения поверхностного образа мышления занимаются и Минобразование, и Минкульт, и все СМИ. Начиная практически со времен Адама (мир ему) человечество пыталось внедрить в своей среде рабство. Сначала это выражалось в праве первородства, т.е. у первенца больше прав. А затем вылилось в форму открытого закабаления. Что интересно? Восстания рабов происходили всегда. Но как только восставшие захватывали власть, причем под лозунгами справедливости,то они незамедлительно обращали в рабство предыдущих господ. В новой истории буржуазия сначала свергала феодалов, а сейчас вот наступил этап, когда буржуазия (ее финансовая верхушка) пытается выпестовать совершенно новое поколение рабов. Вот для чего нужны поверхностно мыслящие люди. Ведь они никогда не дододумаются до сути проблем. Автору желательно было бы продолжить тему. И объяснить людям, какие впечатляющие успехи в формировании "нового человека -неораба" уже достигнуты. Ибо люди станут думать собственной головой, только если они поймут, что их обманывают. А без этого, население будет превращать все в хохму, смеяться над "тупизмом" чиновников и ....будет послушно сдавать ЕГЭ и пр.
  2. Alexandr Koryakin[facebook]
    |
    07:53
    26.02.2015
    0
    +
    -
    Автор прав,но судя по количеству коментариев - прочитали статью мало ,апонять и осмыслить похоже не смог никто. Но воспитание де...лов опасно так как это чревато непредсказуемыми последствиями ,чтобы это увидеть достаточно взглянуть на Украину .
  3. Андрей
    |
    08:18
    26.02.2015
    8
    +
    -
    Все правильно, Михаил, В 9-м классе у меня поменялся преподаватель по лит-ре. (я заканчивал нормальную школу, советскую) Учась в средней школе 4-8 класс, мой преподаватель по лит-ре учил меня анализировать текст и высказывать свое мнение. Причем важный условием было 1. Знать мнение критиков 2. если мое мнение с мнением критика не совпадает то я должен доказать свою точку мнения. Ну я в 9-м классе по привычке выразил несогласие с учебником. Мой новый преподаватель поставил мне двойку, мотивировав что мое мнение ее не интересует - мое мнение должно полностью соответствовать учебнику. Вывод: На литературу я "забил" и тянул на твердую международную (удовлетворительно или трояк). Лит-ра в данном случаи приведена как пример. А ЕГЭ - это вообще происки наших врагов, которые уничтожают Российское образование.
  4. Актёр
    |
    09:22
    26.02.2015
    -2
    +
    -
    Все правы-и Минобр и Минфин и МЭРТ и ЦБ-это не я сказал. Это то , что происходит в мире от которого мы не собираемся изолироваться, но берегу всё худшее. Догадайтесь зачем?
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  2. Кто такая Ирина Богачева?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ