Не чувствуют трагедии войны
Что волнует нынешнюю молодёжь? Это война и любовь. Например, в Красноярске более 50% выпускников выбрали тему «Война: преступление и подвиг» (в других регионах была её вариация - «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне...»), 14% - «Как вы понимаете, что такое «нравственный закон»?», 17% - «Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?». И лишь 5% писали сочинение по творчеству Лермонтова. Ещё одна популярная тема, особенно у девочек, - «Что важнее: любить или быть любимым?»
«Но при этом на тему войны было много неудачных работ, - говорит Ирина Тихонова, учитель русского языка и литературы московского лицея № 1158. - Дети не чувствуют войну, её трагизм, не знают (и слава богу!), что такое страх войны, да и просто не любят читать о войне. А вот самым лучшим у моих учеников стало как раз сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова - с красивыми комментариями, очень личное. Одна из девушек, к примеру, написала о том, что даёт лично ей в XXI веке лирика поэта. А в целом работы несильные, хотелось бы большего. Ведь сочинение - это своего рода испытание на взрослость».
«Выбор тем понятен, - считает Игорь Булгаков, учитель русского языка и литературы московской школы № 1360. - Любовь - это то, что близко, что волнует. Война - это сегодня как бы модное направление, которому основная масса решила подыграть: «Я понимаю, что мне нужно «Ура! Ура! Патриотизм» показать - и уж «трояк»-то за это точно нарисуют». А по мне - это плохо. Мы выращиваем соглашателей, которые хотят подстроиться к общему мнению. Это попытка использовать значимость темы в личных целях. А тема-то святая! Почему оказалась непопулярна тема по Лермонтову? Поэзию надо уметь анализировать, что крайне сложно. К этому нужно специально готовиться. Вообще, я считаю, сочинение должно занять своё старое место в выпускных экзаменах - вместо теста по русскому. ЕГЭ проверяет знание правил языка, видов связи и т. д. - теория, которая в жизни никому не нужна. А проверять нужно именно умение пользоваться языком - не только марки им наклеивать (как говорил герой в старой репризе), но и что-то связное написать.
Ценность сочинения ещё и в том, что мы можем видеть, насколько человек в состоянии красиво доказать свою точку зрения, пусть даже она противоречит общепринятой. Поэтому я всеми руками за сочинение. Но «зачёт - незачёт» - это слишком примитивно. Нужно ставить полноценные оценки, потому что между 3 и 5 - огромная разница».
А судьи кто?
Зато вузы это упущение исправят и оценки всё же поставят. По новым правилам поступления, вуз на своё усмотрение сможет прибавить к баллам ЕГЭ поступающих ещё до 10. «Если абитуриент захочет, чтобы его сочинение засчитали как индивидуальное достижение, то специально созданная в институте комиссия из преподавателей по русскому языку и литературе прочитает его работу, оценит по 10 критериям и выставит оценку от 1 до 10», - рассказала «АиФ» Татьяна Кузнецова, и. о. ректора Московского государственного института культуры. То же самое подтвердили в других вузах. Но при этом, сколько конкретно баллов дадут за сочинение, не назвал никто. А раз нет конкретики, то многое будет зависеть от честности проверяющих. А ведь даже разница в 1 балл порой играет решающую роль при поступлении. Да и как эти комиссии смогут в короткие сроки приёмной кампании проверить тысячи сочинений - тоже вопрос.