Я, инвалид первой группы, прикованная к креслу, хочу рассказать свою историю, потому что фактически нахожусь в таком же положении. Это история про нянь-сиделок, работающих с инвалидами.
За семь лет сидения в инвалидном кресле у меня накопилось, наверное, миллион примеров, не сильно отличающихся от того, что можно видеть на подобных видео.
Первое же агентство по найму сиделок, куда обратился мой муж, прислало нам одну женщину — приезжую, как и 95 % всего подобного персонала. Справедливости ради стоит отметить, что она справлялась со мной без труда: могла переставить, передвинуть, пересадить, потому я на многое закрывала глаза.
Хотя нареканий было масса: во-первых, она не всегда понимала, чего я хочу, поскольку плохо знала русский язык, во-вторых, она совершенно не умела готовить. Да что там готовить, даже простой поход в магазин с ней казался целым приключением! Как выяснилось уже после заключения договора, сиделка боялась большого количества машин, поскольку у себя на родине, как она рассказала, в степи, ничего, кроме ГАЗиков милиции и cкорой помощи, не видела.
Беда пришла, когда моей «няне» пришлось переходить проезжую часть с трамвайными путями вместе со мной. На середине дороги колесо инвалидного кресла застряло в рельсе, аккурат между трамвайными путями. И ни туда, ни сюда — хорошо ещё, дело было на трамвайной остановке. И получилось, что моя «тачанка» застряла как раз между двумя стоящими трамваями — так, что ни один, ни другой не могли проехать, не задев меня. Потому, когда пришло время поехать, трамваи тронулись с места, преодолели метр – два и остановились. Чем приостановили движение машин в ту и другую сторону. Образовалась пробка. Машины гудели. Напряжение росло.
Увидев такое большое скопление наземного транспорта, моя сиделка испугалась и… убежала, оставив меня в инвалидном кресле посередине проезжей части одну.
Я в полной мере испытала то, что у экстремалов называется «хапнуть адреналина». Добрых десять минут, помимо рвущего душу на части гудения трамваев и легковушек, я выслушивала нецензурную брань от водителей — ругали инвалидов в целом и в частности, в полный голос кричали, что думают персонально обо мне.
Этот бедлам остановили два водителя, которые посочувствовали и пришли мне на помощь. Они вытащили застрявшее колесо и меня в кресле перенесли обратно на тротуар.
Эта история не единственная в своей «ненормальности». Недавно подруга рассказала мне о сиделке, которую наняла для своей неходячей бабушки. Однажды женщина, которая оказалась выпивающей, «хватила лишку» и уснула. Так что бабушка, за которой она присматривала, никак не могла до неё докричатся. Спустя час истошных воплей старушки ей на помощь пришли соседи этажом ниже. При этом, чтобы открыть входную дверь, им понадобилось вызвать спасателей МЧС. Характерно, что нетрезвая «помощница» ничего не слышала и наутро даже не поверила рассказу подопечной.
Другая такая «помощница» присматривала за 80-летней старушкой — из больницы, где особо таких не лечили, её выписали домой «умирать». Так и случилось. В один будничный день бабушка вдруг закатила глаза и стала задыхаться. Сиделка не знала, чем ей помочь: уложила повыше на подушки, открыла форточку — всё впустую. Вдруг бабушка проглотила язык и начала синеть на глазах. Сиделка попыталась разжать челюсти несчастной, но их свело судорогой. Не мудрствуя лукаво, спасительница просто выбила умирающей передние зубы и вытащила язык, чем — надо заметить — продлила жизнь старушке на несколько часов. За это время бабушка успела составить завещание, проститься с вызванными сиделкой детьми и внуками. После чего уже во сне, «спокойно, с чувством выполненного долга» отошла с миром.
Всё было бы смешно, если бы не было так грустно. Во-первых, нормальную сиделку можно нанять за 1,5–3 тысячи рублей за 12 часов. При этом моя, к примеру, пенсия — 16 тысяч рублей в месяц. Простая арифметика подсказывает: даже если не есть и не тратить деньги ни на что вообще, оплатить хватит в лучшем случае лишь 10 дней присутствия помощницы. А сиделка мне нужна постоянно — без неё не обойтись. Почему так дорого? Таковы расценки на рынке! Кроме того, агентство берёт свой процент с гонорара сиделки. Именно поэтому сиделки заинтересованы работать с заказчиком напрямую, избегая устройства на работу через различные агентства.
При этом сами агентства часто склонны дискредитировать сиделок в глазах инвалида — потенциального работодателя. Вот пример из моей собственной практики: через агентство я пригласила к себе на работу сиделку, которая потом договорилась со мной о работе напрямую. И когда агентство спустя две недели после выхода сиделки ко мне на работу не получило свой процент, то мне позвонила сотрудница компании и, как она выразилась, открыла «тайну»: сообщила, что сиделка больна гепатитом и никаких дел с ней лучше не иметь. Возможно, что я и забеспокоилась бы, если бы она за пять минут до телефонного звонка не продемонстрировала мне медицинскую книжку со всеми анализами.
Впрочем, и мир сиделок, и мир нянь не без добрых людей. Были бы деньги их нанять и нервы пережить долгий и мучительный процесс выбора «своего» человека.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.