Примерное время чтения: 7 минут
1107

Как заставить магазин вернуть деньги за сломанную обувь?

Категория:  Законодательство
Ответ эксперта

Купил сапоги, надел один раз, и в них уже что-то сломалось. Можно ли в этом случае сдать обувь в магазин? Оказывается, закон позволяет не просто вернуть деньги за неудачную покупку, но и заработать на бракованной паре. В нюансах возврата разбирался aif.ru.

Требуйте гарантийный талон

«Оплачивая подходящую пару обуви, не забывайте проверить наличие информации о гарантийном сроке. Это может быть гарантийный талон или памятка, заверенные печатью продавца, сведения о гарантии также могут быть указаны в чеке», — объясняет председатель Московского общества защиты потребителей Антон Евгеньевич Недзвецкий.

По словам эксперта, это и будет основной документ, по которому, в случае поломки, вы сможете потребовать возврата денег или обмена товара.

На что может рассчитывать покупатель?

Если в течение гарантийного срока вы обнаружили производственный брак, то, в соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», вправе предъявить продавцу одно из следующих требований:

  • заменить некачественную пару на новую, качественную;
  • заменить на обувь другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены (если другая пара дешевле — возместить разницу, если дороже — доплатить);
  • требовать соразмерного уменьшения покупной цены — то есть выплаты денежной суммы, на которую можно снизить стоимость пары из-за дефекта;
  • получить бесплатный ремонт обуви;
  • требовать возмещения расходов на ремонт;
  • возвратить уплаченную сумму.

Заработать на возврате

Интересно, что при возврате обуви можно ещё и заработать: если вы покупали пару по одной цене, а сейчас она стоит дороже.

«Можно требовать и возмещения разницы между ценой покупки и стоимостью такой же пары на дату предъявления требования. Это актуально, если обувь покупалась в период распродажи», — поясняет эксперт.

Лазейка в законе

По словам эксперта, в некотором случае можно получить компенсацию, даже если вы лично испортили обувь.

«Например, вы сушили обувь у батареи, и она потрескалась, но продавец не давал никаких рекомендаций по уходу — отвечать за такие недостатки формально должен именно он», — объясняет Антон Евгеньевич Недзвецкий.

Правила эксплуатации и ухода за обувью магазин должен выдавать при ее продаже (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Поэтому магазин несет ответственность за недостатки, которые образовались из-за отсутствия у покупателя необходимой информации (ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»), поясняет эксперт.

Как составить заявление?

В бланке необходимо четко указать, какой обнаружился брак и что вы требуете.

«Продавец обязан без задержек приступить к необходимым действиям для проверки обуви и ее ремонта — например, отвезти в ремонтную мастерскую. Закон допускает подписание с продавцом соглашения о конкретных сроках гарантийного ремонта, но в любом случае не превышающих сорок пять дней», — поясняет юрист.

Сроки на выполнение требований потребителя:

  • на замену — семь дней (если продавец проводит дополнительную проверку или экспертизу обуви — двадцать дней);
  • на возврат денег — десять дней;
  • на уценку или возмещение расходов на ремонт —десять дней.

Все решит экспертиза

Однако в большинстве случаев покупатель сталкивается с отказом со стороны магазина. Продавцы любят говорить, что причина поломки — не брак, а неправильное использование товара.

«В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке», — объясняет эксперт.

По словам юриста, присутствие покупателя на экспертизе может повлиять на результат: потребитель объяснит обстоятельства появления дефекта или не позволит совершить недобросовестные махинации в пользу магазина.

Экспертизы продавцов, как правило, всегда в их пользу. Поэтому можно пойти на опережение и заказать товароведческую экспертизу самостоятельно. Это распространенная услуга — ее можно найти в любом городе.

Оспорить решение

При этом, если выяснится, что в поломке виноват покупатель, он будет обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также расходы на хранение и транспортировку товара. Однако эти деньги можно вернуть обратно, если во время повторной экспертизы вы докажете свою правоту.

«Если вы уверены в своей правоте — нужно сразу подать исковое заявление в суд и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. В таком случае суд обяжет продавца представить обувь в назначенное судом экспертное учреждение», — поясняет эксперт.

При этом если магазин отказывается отдавать пару на повторную проверку, а требует оплаты экспертизы, можно сделать следующее, говорит Недзвецкий, — оплатить требуемые расходы (они должны быть документально подтверждены, а вам выдана копия экспертного заключения), забрать обувь и отнести ее в независимую экспертную организацию.

«Если вы уверены в своей правоте, можно сразу подать исковое заявление в суд и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. В таком случае суд обяжет продавца представить обувь в назначенное судом экспертное учреждение», — говорит юрист.

Сколько заплатит магазин в случае проигрыша?

Ответственность магазина за нарушение срока удовлетворения требования потребителя следующая:

уплата законной неустойки в размере 1% от цены обуви (цены на новую аналогичную обувь на дату удовлетворения претензии) за каждый день просрочки.

«Просрочили десять дней от установленного законом срока — требуйте 10% от цены товара. А если придется судиться с продавцом — можно просить взыскать неустойку до даты вынесения решения суда или даже фактического исполнения решения», — объясняет юрист.

Кроме того, можно просить взыскать компенсацию морального вреда (размер компенсации определяется судом) и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от присужденной в вашу пользу денежной суммы.

«Таким образом, незаконный отказ магазина в добровольном удовлетворении претензии может вылиться в присужденную потребителю сумму, в два, а то и три раза превышающую стоимость товара», — говорит юрист.

О гарантийных сроках

Обычно гарантийный срок начинает отсчитываться со дня покупки товара. Но обувь считается сезонным товаром, поэтому для нее срок — с момента наступления соответствующего сезона в регионе, где находится покупатель.

В Москве зимний сезон — с 1 ноября; весенний сезон — с 1 марта; летний сезон — с 1 мая; осенний сезон — с 1 сентября.

Интересно, что, если летняя обувь куплена зимой, гарантийный срок на нее начинается только с 1 мая.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах