aif.ru counter
17017

Монастырь как дурдом. Каким было отношение к умалишённым на Руси

Статья из газеты: АиФ Здоровье №5 04/02/2016

Психиатрическая лечебница хуже тюрьмы… Такое мнение сформировалось у многих из нас в результате перипетий, которые принёс с собой неспокойный ХХ век… Но так было не всегда. Например, на Руси к помешанным относились вполне гуманно…

Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова», 1884-1887 г.г.
Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова», 1884-1887 г.г. © / репродукция

Собачьи хохоряшки

Разумеется, надо делать поправку на уровень медицинских знаний. Хотя кое-какие приёмы, которыми пользовались отечественные провинциальные эскулапы, причудливо сочетают в себе и научно обоснованные методы, и совершеннейшее шарлатанство. Вот, скажем, случай, о котором писали в Москву из Тобольска XVIII века. «Сына купца Орефьева Григория его родные ославили помешанным, для того что он бесновался, говорил неподобно и кусался, как собака. Поместили оного Григория на цепь в тёплом хлеву на заднем дворе и лечили ледяной водой и собачьими хохоряшками».

Автор письма просил разобраться – всё ли сделано правильно. Делу был дан ход, и вскоре выяснилось, что более-менее правильным был только метод лечения холодной водой, в эффективности которого не сомневаются даже современные психиатры. Такое экзотическое «лекарство», как собачьи хохоряшки (колтуны из-под хвоста, засохшие экскременты), второпях признали было колдовством, но потом спохватились и поняли, что это обыкновенные невежество и дурость. Однако всё остальное граничило уже с правонарушением, на что и было указано: «Поступать с оными без употребления строгостей, поелику люди в уме повреждённые, обращаться с возможной по человечеству умеренностью, как с малыми ребятами».

В общем, это звучит достойно и по нынешним меркам. А уж по сравнению с тем беспределом, что творился в «цивилизованном обществе», и вовсе кажется верхом гуманности.

«Дом умалишённых», Гойя
«Дом умалишённых», Гойя

Выбор каждого?

Дело в том, что в те времена в Европе преобладала любопытная доктрина. Согласно ей человек сам является хозяином своей воли и обладает полной свободой выбора между добром и злом. Соответственно неправильное, нелепое поведение безнравственно. Вывод из этого делали парадоксальный – раз человек беснуется, значит, он сам этого хочет. И если так, то его не лечить надо, а наказывать.

Дурацкое дело нехитрое. К психически больным применяли почти весь спектр истязаний. Да ещё подводили под это научную базу. Самое меньшее, что делали, – это просто били плетьми «за безнравственность». Ещё подвешивали вниз головой: «Прилившей кровью прочищается мозг, что способст­вует прояснению рассудка». В дома, где содержали помешанных, водили экскурсии, как в зоопарки, причём посетителям было разрешено дразнить и даже бить умалишённых: «Презрение и издевательства со стороны общества себе подобных могут склонить пациента отбросить безнравственное поведение и вернуться к добропорядочной жизни».

Особенно показательно это получалось в лондонской больнице святой Марии Вифлеемской, название которой Bethlehem преобразовалось в «Бедлам» и стало нарицательным сначала для самых жутких сумасшедших домов, а потом и для беспредела как такового. К слову, врач во главе «Бедлама» появился лишь в XVIII веке. Предыдущие двести лет этот дом призрения умалишённых возглавляли священнослужители.

Теоретически они просто в силу своего сана должны были относиться к больным со всем человеколюбием. Однако тамошние священники, как минимум протестанты, руководствовались авторитетным мнением известного гуманиста Мартина Лютера: «Все умалишённые повреждены в рассудке чёртом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силён чёрт».

Сцена в Бетлемской больнице. Цикл Уильяма Хогарта «Карьера мота», гравюра 8. XVIII век
Сцена в Бетлемской больнице. Цикл Уильяма Хогарта «Карьера мота», гравюра 8. XVIII век 

Святой? На костёр!

Страшно даже подумать, что случилось бы в Европе со святым Василием Блаженным, который публично «заголял срам» и «ругал царя». Костёр? Заключение в сумасшедший дом и верная смерть?

О разнице в отношении к психически больным с удивлением писал англичанин Джильс Флетчер в своём сочинении «О государстве русском» (1591 г.): «Говоря о призрении психически больных в Московском государстве, нельзя не упомянуть юродивых, так как любовь и уважение к ним составляли особенность Москвы. Домохозяева считали их посещение за особую благость, их всюду кормили, водили в баню, одевали и обували… Таким образом, этот обычай оказывался своеобразной формой призрения значительного числа больных». 

Флетчер из этого делал вывод, что московиты, дескать, не склонны к научному складу ума и не имеют цивилизованных представлений о медицине. Это простительно – вряд ли английский дипломат знал, что в основе русской помощи психически больным лежат совсем иные принципы, причём утверждённые очень давно.

Кормить с братьями вместе

Ещё во времена Киевской Руси был известен монах Григорий, который потом стал Григорием Чудотворцем Киево‑Печерским. Он имел особый дар «исцелять бесьных и внушать истину». Сам Григорий любил сравнивать умалишённых и пьяниц, причём сравнение выходило не в пользу последних: «Бесньий сражён не по своей воле и добудет себе у Господа вечньие жизни, а пьяньий своей волей пал в скотство и добудет себе вечньие муки».

Чуть позже отношение к умалишённым было утверждено законодательно. Так, в статье об изнасиловании женщин наказание ужесточалось, если потерпевшая была «умом повреждена», то есть не понимала, что с ней творят. Норма, до которой «цивилизованная Европа» дойдёт сильно позже. 

Показательный момент. «Бедлам» как психиатрическая лечебница начал работу в 1547 г. Примерно в то же время, в 1550–1551 гг., на Руси вёл свою работу Стоглавый Собор. Одним из законов, принятых на нём, было как раз правило о содержании помешанных. «Тех, кто умом прост, держать при монастырях, дабы не были те помехой для здоровых и получали вразумие и приведение к истине».

О том, как постановление времён Ивана Грозного соблюдалось спустя без малого 80 лет, говорит документ времён первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича. Царь «указал послать Микиту Уварова в Кириллов монастырь под начало», потому что этот Микита «в уме помешался». Настоятелю наказывалось Микиту «держать под крепким началом, и у церковного пения и у келейного правила ему быть по вся дни, чтоб его на истину привести. А кормить его велели в трапезной с братнею вместе. А буде Микита Уваров в монастыре учнёт дуровать, велели держать в хлебне в работе скована, чтобы из монастыря не ушёл».

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Серж Смирнов
    |
    09:56
    07.02.2016
    6
    +
    -
    Из Указа 1572г. царя Ивана IV Грозного: "...А всех убогих да юродивых ссылать на окраину - в Галицию. Там им, дуракам - и место!"
  2. спокойный
    |
    11:13
    07.02.2016
    5
    +
    -
    есть понятие психически больной и есть понятие блаженный блаженный это человек настолько близкий ко всевышнему что в то жестокое время испытывал страшные душевные мучения и поэтому что бы легче переносить было это он носил тяжелые вериги но из за своей близости ко всевышнему он мог легко проклясть тех кто его обижает поэтому власти строго настрого запретили обижать блаженных даже если они ругали правителей а если его приветить то он мог и благословить человека вот к этому типу людей видать и относился святой василий блаженный
Комментарии (8)
  1. Серж Смирнов
    |
    09:56
    07.02.2016
    6
    +
    -
    Из Указа 1572г. царя Ивана IV Грозного: "...А всех убогих да юродивых ссылать на окраину - в Галицию. Там им, дуракам - и место!"
  2. Маргарита Ровенских[facebook]
    |
    14:42
    07.02.2016
    2
    +
    -
    Серж Смирнов: вот тапери и мудрят их потомки
  3. спокойный
    |
    11:13
    07.02.2016
    5
    +
    -
    есть понятие психически больной и есть понятие блаженный блаженный это человек настолько близкий ко всевышнему что в то жестокое время испытывал страшные душевные мучения и поэтому что бы легче переносить было это он носил тяжелые вериги но из за своей близости ко всевышнему он мог легко проклясть тех кто его обижает поэтому власти строго настрого запретили обижать блаженных даже если они ругали правителей а если его приветить то он мог и благословить человека вот к этому типу людей видать и относился святой василий блаженный
  4. Митя Романов[vkontakte]
    |
    18:07
    07.02.2016
    5
    +
    -
    Не всегда Европа была толерантной и цивилизованной. В отношении к душевнобольным Россия была гораздо гуманнее. Да и инквизиции у нас не было.
  5. Ivan Poddubny
    |
    22:20
    07.02.2016
    4
    +
    -
    Митя Романов[vkontakte]: зато были гонения на старообрядцев. Они оставались пораженными в гражданских правах до конца самодержавия. Кстати, казни по религиозным причинам в России также имели место быть. Желание доказать самим себе особую духовность и человеколюбие понятно. Но лучше бы подтверждать его сегодняшними делами, чем ссылками к истории. Там много чего неприятноно происхоило со всеми.
  6. Don Donpedroв
    |
    13:03
    08.02.2016
    1
    +
    -
    ...в опере Борис Годунов показано, как относились мы раньше к блаженным, помните: мальчишки отняли копеечку... В Европе просто сжигали на кострах всех, кто что-то не так сказал: инквизиция. Да и сейчас: мы в землю закапываем и ходим поплакать к для нас святым мощам родителей, травку дергаем, красим, разговариваем...а они сжигают и столбик ставят - всё как всегда.
  7. Петровна2012
    |
    18:16
    08.02.2016
    0
    +
    -
    Don Donpedroв: Это от того,где как понимают, воссоединение души, с телом.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что такое упрощенная идентификация владельцев банковских карт?
  2. Что известно о Федоре Юрчихине, которого исключили из отряда космонавтов?
  3. Что известно о здоровье Анастасии Заворотнюк?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ