Владимир Познер, журналист:
- В первые годы советской власти Русская православная церковь испытывала гонения, а во время Великой Отечественной Сталин «вернул» церковь народу. Почему он это сделал? Он что, стал верующим? Конечно нет. Просто Сталин пришёл к выводу: в тех тяжёлых условиях, когда мы терпели поражения на фронте, вера может стать сплачивающей силой. Ведь тогда, в начале 1940-х, многие помнили, как раскулачили их родителей, как сажали и уничтожали невинных людей по ложным доносам. Поэтому к советской власти у некоторых людей было много претензий. А РПЦ, сама страдавшая от репрессий, могла, с точки зрения Сталина, сыграть объединяющую роль.
В СССР церковь была сильно контролируема. Этим занимался КГБ. Был Совет по делам религий. Я в нём бывал. Там сидели очень умные гэбисты.
К концу правления Ельцина Россию начали раздирать изнутри противоречия националистического характера. Как мне кажется, Владимир Путин, так же как и Сталин, увидел в РПЦ силу, которая может объединить страну и ослабить центробежные силы. Но как этим воспользовалась церковь - это другой вопрос. Любая церковь (не только РПЦ, но и католическая) во все времена стремилась к влиянию и власти. Всякая церковь довольно нетолерантна к другим конфессиям. Довольно закрыта, когда речь идёт о научных открытиях, которые могут посеять сомнения в каких-то религиозных постулатах. Но я бы не стал путать религию с церковью. Это всё равно как путать учение Маркса с КПСС. Сегодня в моде называться православным. «Русский» стал синонимом «православный». Думаю, по-настоящему верующих немного. Многие говорят: «Я православный». Но из них в церковь более-менее регулярно ходят 5%. Меня смущает определённая агрессивность церкви, тенденция к клерикализации (желание проникнуть и в школы, и в армию, и даже в Конституцию). Я думаю, что в конечном итоге это не полезная вещь. В общем, в РПЦ принято видеть силу объединяющую. Так это или нет, время покажет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции