Её возглавил 34-летний авиаконструктор Андрей Туполев. Позже эта дата стала считаться днём основания знаменитого туполевского КБ. Созданные в нём самолёты до сих пор служат в Дальней авиации России. Девять из десяти авиапассажиров, живущих ныне в странах СНГ, хотя бы раз поднимались в воздух на лайнерах марки «Ту».
Впрочем, 90 лет назад до этого было далеко. Коллективу КБ предстояло пережить репрессии 30-х годов. Лучше всех об этом впоследствии написал в своей книге «Туполев» Леонид Кербер, работавший в КБ по электрической части.
Превращение гражданского учреждения в спецтюрьму
НКВД под названием ЦКБ-29 произошло с размахом, достойным эпохи: «Буквально в несколько дней на московских авиазаводах были изготовлены сотни решёток, и всё восьмиэтажное здание… превратилось в тюрьму».
Номинально «шарагой» руководили офицеры НКВД, которые ничего не понимали в авиации. Два специалиста обратились к одному такому чекисту (его фамилия была Устинов) с предложением поставить на самолёт маленький двухтактный движок для аварийного питания. «А какие употребляются сейчас?» - поинтересовался Устинов. «Четырёхтактные», - ответили ему. «Переходить сразу на двухтактные рискованно, - заметил Устинов, - не лучше ли вам сначала заняться трёхтактными?»
Примерно таким же «трёхтактным» руководителем был и Берия, которого сейчас принято превозносить как «эффективного менеджера». Как-то раз он спросил Кербера, какая скорость будет у нового самолёта.
- Шестьсот.
- Мало, надо семьсот. Какая дальность?
- Две тысячи километров.
- Не годится, надо три тысячи. Какая нагрузка?
- Три тонны.
- Мало, надо четыре…
И в этих условиях заключённые продолжали разрабатывать самолёты для защиты свободы и независимости своей страны...
Длительное пребывание в заключении не смогло отбить у руководителя КБ природного жизнелюбия и чувства юмора. Позднее, уже в эпоху реактивной авиации, некий военврач требовал, чтобы на бомбардировщике Ту-14 туалеты для членов экипажа совместили с катапультными креслами. Туполев, как писал Кербер, «от смеха чуть не упал со стула». «Ох, не могу, ох, уморил! - кричал он своим высоким голосом. - Поставьте ему вместо катапульты унитаз, дёрнет за цепочку и улетит»...
Секретное оружие русских: история самолёта «Ночных ведьм»
Деревянное чудо Победы. Как советские ВВС победили Лютваффе
Крылья для Родины. Андрей Туполев научил Россию летать
Трагедия Николая Поликарпова. Последний самолёт короля истребителей
70 лет музыканту Полу Маккартни