aif.ru counter
711

Легендарному самолету «Ту» исполняется 90 лет

22 октября 1922 года в СССР приняли решение о создании первого цельнометаллического самолёта. Первым делом, как водится, создали...

Ближнемагистральный турбореактивный самолет Ту-334. Фото: Антон Денисов, РИА Новости

Её возглавил 34-летний авиаконструктор Андрей Туполев. Позже эта дата стала считаться днём основания знаменитого туполевского КБ. Созданные в нём самолёты до сих пор служат в Дальней авиации России. Девять из десяти авиапассажиров, живущих ныне в странах СНГ, хотя бы раз поднимались в воздух на лайнерах марки «Ту».

Впрочем, 90 лет назад до этого было далеко. Коллективу КБ предстояло пережить репрессии 30-х годов. Лучше всех об этом впоследствии написал в своей книге «Туполев» Леонид Кербер, работавший в КБ по элект­рической части.

Андрей Николаевич Туполев Андрей Николаевич Туполев. Фото: РИА Новости

Превращение гражданского учреждения в спецтюрьму

НКВД под названием ЦКБ-29 произошло с размахом, достойным эпохи: «Буквально в несколько дней на московских авиазаводах были изготовлены сотни решёток, и всё восьмиэтажное здание… превратилось в тюрьму».

Номинально «шарагой» руководили офицеры НКВД, которые ничего не понимали в авиации. Два специалиста обратились к одному такому чекисту (его фамилия была Устинов) с предложением поставить на самолёт маленький двухтактный движок для аварийного питания. «А какие употребляются сейчас?» - поинтересовался Устинов. «Четырёхтактные», - ответили ему. «Переходить сразу на двухтактные рискованно, - заметил Устинов, - не лучше ли вам сначала заняться трёхтактными?»

Примерно таким же «трёхтактным» руководителем был и Берия, которого сейчас принято превозносить как «эффективного менеджера». Как-то раз он спросил Кербера, какая скорость будет у нового самолёта.

- Шестьсот.

- Мало, надо семьсот. Какая дальность?

- Две тысячи километров.

- Не годится, надо три тысячи. Какая нагрузка?

- Три тонны.

- Мало, надо четыре…

И в этих условиях заключённые продолжали разрабатывать самолёты для защиты свободы и независимости своей страны...

Длительное пребывание в заключении не смогло отбить у руководителя КБ природного жизнелюбия и чувства юмора. Позднее, уже в эпоху реактивной авиации, некий военврач требовал, чтобы на бомбардировщике Ту-14 туалеты для членов экипажа совместили с катапультными креслами. Туполев, как писал Кербер, «от смеха чуть не упал со стула». «Ох, не могу, ох, уморил! - кричал он своим высоким голосом. - Поставьте ему вместо катапульты унитаз, дёрнет за цепочку и улетит»...

Смотрите знаменитые самолеты ТУ >>>



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (6)
  1. спасибо за статью
    |
    10:18
    17.10.2012
    0
    +
    -
    Читаешь и появляется чувство гордости!
  2. ВМЛ
    |
    21:23
    17.10.2012
    0
    +
    -
    А зачем Берии нужно было понимать всё в самолётах ? Ну и правильно требовал !
  3. alek belyaev2009
    |
    13:46
    20.10.2012
    0
    +
    -
    глупость какую то городят без Берии вообще бы никакого самолетостроения не было .да и не обязательно ему надо было разбираться в самолетах ,главное создать условия для работы и естестрвенно руководить процессом,чего наши умники ничего делать не могут , а могут только все гробить и разворовывать
  4. xtkjdtr
    |
    08:53
    22.10.2012
    0
    +
    -
    Г. Залесский ! А знаете ли вы,что Манхэттемский проект (создание атомной бомбы в США ) курировал бригадный генерал Гровс ,который в ядерной физике не разбирался ,но он сумел поставить дело так, что проект был исполнен в очень короткие сроки и с требуемым качеством. Точно также Берии не было необходимости разбираться в самолётостроении ,в ядерной физике,ракетостроении.... Он был очень хорошим (не чета нынешним руководителям ) -Организатором . И много чего в СССР появилось именно в шарашках ,которыми руководил Берия. Такое было время, но просто обливать грязью Берию не надо. Нам бы такого организатора работ в нынешнее время !!! А то сегодня ,кроме одного словоблудия ,ничего положительного не наблюдается.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда будет третья волна бабьего лета?
  2. Можно ли отказаться от электронной трудовой книжки?
  3. Правда ли, что с 1 октября изменятся правила ухода в отпуск?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ