Какие товары могут пропасть из магазинов из-за коронавируса?
Жители Дальнего Востока заметили пропажу дешевых китайских овощей из магазинов. Вместо них на прилавках местных супермаркетов — отечественные огурцы по 400 рублей за килограмм и азербайджанские помидоры по 500-600 рублей за кило. Для сравнения: ценник на китайские овощи составлял 100-150 рублей.
Между тем о прекращении поставок китайских фруктов и овощей объявила крупная российская сеть «Магнит». Как передает РИА Новости, решение связано с распространением коронавируса и усложнившейся из-за этого транспортировки товаров. В компании заверили, что ограничения «не окажут заметного влияния» на ценник продуктов. «С начала 2020 года компания начала импортировать эти товары (овощи и фрукты — прим. ред.) из других стран — Марокко, Израиля, Турции. А также увеличила закупки российских овощей, полностью заменив китайский импорт», — говорится в сообщении ритейлера.
С января по ноябрь прошлого года КНР экспортировала в нашу страну продовольствия на 1,5 миллиарда долларов, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС). В основном овощи, фрукты, морепродукты и рыбу. Поднебесная — второй поставщик продуктов в Россию. На первом месте Белоруссия.
Как пишет ВВС, треть капусты, четверть моркови, 20% огурцов и 15% помидоров имеют китайское происхождение. Больше всего еды из Поднебесной на Дальнем Востоке — до 80%.
Логистические проблемы
По данным американской эпидемиологической службы, коронавирус на поверхностях долго не живет — фрукты и овощи не представляют такую угрозу заражения, как заболевший человек.
Проблемы с поставками товаров — логистические. И в первую очередь со стороны Китая. Как пишет «Коммерсантъ», из-за боязни инфекции часть китайских пограничников не вышли на работу. По последним данным, подтверждено 20630 случаев заболевания коронавирусом.
По информации СМИ, отечественные продавцы могут столкнуться со сбоем поставок непродовольственных импортных товаров, не только китайских. Например, корейской косметики, которая реэкспортируется в Россию через КНР. Кроме косметики и парфюмерии, по информации «Коммерсанта», могут возникнуть проблемы с поставками электроники, детских товаров и одежды. По данным российских таможенников, до 40% импорта легкой промышленности приходится на Китай. В Поднебесной шьется одежда практически всех западных массмаркет-брендов.
Если логистические проблемы на границе КНР и России не разрешатся, эффект от сбоя поставок китайских товаров потребителям и продавцам будет заметен через три месяца. К тому моменту ритейлеры распродадут остатки продукции из КНР, объясняют участники рынка.