Примерное время чтения: 8 минут
786

За что обычно ругают «Скорую помощь»?

«АиФ. Здоровье» № 8. Чтение стихов стимулирует работу мозга и улучшает память 21/02/2013

Разобраться в этом мы попытались, посетив крупнейшую в России Центральную станцию скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова. Обратившись к здешним специалистам, мы попросили их прокомментировать самые распространенные претензии, которые предъявляют граждане к их службе.

Бригады «Скорой помощи» приезжают на вызов с большим опозданием.

На «Скорой» утверждают: так бывает лишь в тех случаях, когда на момент вызова «Скорой» в районе проживания человека, который обратился за помощью, нет ни одной свободной бригады. Пиковым для службы «03» временем считаются утренние и вечерние часы, когда горожане едут на работу или возвращаются домой. В иные дни машины московской «Скорой» делают по 10–11 тысяч выездов в день!

Когда обращения граждан, среди которых лидируют сердечно-сосудистые проблемы (35%) и травмы (11–12%), принимают лавинообразный характер, диспетчерам «Скорой» приходится делить вызовы на две категории срочности: экстренные (к таковым относятся ДТП и другие уличные происшествия, предынфарктные состояния и т. д.) и те, которые могут быть на какое-то время отсрочены (температура на квартире, боль в животе и т. д.).

Но даже в самое горячее для столичной «Скорой» время сроки прибытия бригад «03» (а их в Москве – 1119) существенно сократились и составляют в среднем 17 минут. Что, по словам специалистов, стало возможным не только благодаря оснащению машин современной навигационной системой ГЛОНАСС и GPS, но и благодаря появлению в Москве выделенных полос общественного транспорта.

Повлияло на ситуацию и создание в столице постов «Скорой помощи» при поликлиниках, приемных отделениях больниц и при постах ДПС, что существенно снизило время прибытия «Скорой» на место ДТП и стало большим подспорьем после присоединения к Москве новых территорий – с низкой плотностью населения, но больших по масштабам.

Кстати, в более скором приезде на место вызова (который отслеживается по навигационной системе), говорят, заинтересованы и сами столичные скоропомощные бригады, ибо этот показатель теперь учитывается в выплате надбавок к их базовому окладу.

Службе «03» не хватает квалифицированных врачебных кадров и современного медицинского оборудования.

На «Скорой» утверждают: для Москвы эта проблема теперь не актуальна. Сегодня на вооружении здешних скоропомощных бригад – суперсовременная аппаратура, включающая в себя кардиограф-кардиопередатчик, сигнал от которого передается на специальный кардиопульт, благодаря чему дежурный врач-кардиолог может в режиме реального времени расшифровать кардиограмму, снятую фельдшером на вызове, и принять необходимое решение в экстренной ситуации.

При необходимости врач «Скорой» может провести на месте даже процедуру… тромболизиса (введения специальных препаратов, способствующих растворению тромбов), необходимую для предотвращения инфаркта миокарда и/или его опасных последствий. Раньше такую процедуру имели право проводить лишь специализированные кардиологические и линейные врачебные бригады. А с октября прошлого года ее доверили и специально обученным фельдшерам. Результаты впечатляют: за прошлый год в Москве было проведено 1360 процедур тромболизиса, что смело можно приравнять к числу спасенных жизней.

Теперь о кадрах. Их на «Скорой» и впрямь не хватает. Не фельдшеров – врачей. И связано это не с низкими заработками (они теперь у столичных скоропомощников довольно приличные), а с тяжелой, изматывающей работой, которую осилит далеко не каждый обладатель медицинского диплома.

Опасаясь ложных вызовов, «Скорая» не приедет, если позвонит ребенок.

Такое мнение появилось после трагического случая, который произошел в ноябре минувшего года в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области, когда, решив, что это розыгрыш, «Скорая помощь» не приехала к истекающей кровью женщине, которую обнаружила группа подростков.

На «Скорой» утверждают: в Москве такое невозможно. Скоропомощная бригада приедет на вызов, поступивший и детским, и «пьяным» взрослым голосом. Разве что расспрашивать обратившегося за помощью в этом случае диспетчер будет более детально.

Кстати, мало, кто знает, но за ложный вызов (и в Москве, и в других регионах) полагается довольно серьезный штраф. При этом с «шутника» взыщут деньги не только за сам факт выезда бригады «Скорой», который оценивается в 4,5–5 тысяч рублей, но и произведется его почасовая тарификация.

«Скорая» неохотно едет к онкологическим больным и старикам.

На «Скорой» утверждают: диспетчеры станции обязаны принимать вызовы, независимо от возраста обратившегося к ним пациента. В том числе – и онкологического больного. Когда на фоне того же злокачественного заболевания у пациента, к примеру, развилось желудочно-кишечное кровотечение, инфаркт или болевой синдром, который не получается купировать имеющимися дома средствами.

Но в случае обострения заболевания, требующего амбулаторного лечения или плановой госпитализации (гипертонической болезни, гриппа, ОРВИ и т. д.), «Скорая» должна передать вызов диспетчеру «неотложки» из поликлиники. Когда-то так и было. До тех пор пока в 70‑х годах прошлого века существовавшую при районных поликлиниках Службу неотложной медицинской помощи не решено было ликвидировать, а ее функции передать «Скорой». И лишь совсем недавно «неотложку» в столице стали возрождать. Что существенно разгрузило задыхающуюся от вызовов службу «03». Только за минувший год взрослые и детские «неотложки» сделали по Москве более 700 тысяч выездов на дом.

Тем не менее путаница между «скорой» и «неотложкой» в головах наших граждан существует и поныне. Специалисты не перестают объяснять: не звоните по телефону «03», если у вас не до критических отметок поднялось давление или температура. Ни больничный лист, ни рецепт на лекарство врач, а тем более фельдшер «Скорой» выписать вам не вправе. У него другая функция – разовая экстренная помощь в угрожающей жизни ситуации. Сомневаетесь, тот ли у вас случай? Попросите позвать к телефону старшего врача оперативного отдела, который должен ответить на все ваши вопросы.

Кстати, если вдруг, выезжая на вызов, «Скорая» по дороге столкнулась с ДТП или иной чрезвычайной ситуацией, она обязана передать по связи вызов другой бригаде и приступить к оказанию помощи на месте. Отказ чреват для медиков серьезными санкциями.

По Закону пациент имеет право выбрать лечебное учреждение. Но этого права фельдшеры и врачи «Скорой» гражданам не предоставляют.

Принимая решение о госпитализации, они руководствуются лишь наличием свободных мест в больнице, а не ее близостью к месту жительства пациента.

На «Скорой» утверждают: у пациента действительно есть право выбора, где и у кого лечиться, однако это касается только не экстренных ситуаций. Когда человека нужно срочно доставить в больницу, выбор стационара осуществляет диспетчер станции «Скорой», который руковод­ствуется близостью стационара и наличием в нем необходимых специалистов.

Так как это произошло в июне прошлого года, когда от удара качелей получила несовместимую с жизнью черепно-мозговую травму пятилетняя дочь певца Романа Жукова. Учитывая крайне тяжелое состояние девочки, врачи «Скорой» доставили ее в ближайший взрослый стационар (которые в экстренных ситуациях принимать детей обязаны). И хотя спасти ребенка не удалось, эксперты признают: их коллеги тогда сработали грамотно.

С переходом службы «03» в систему ОМС (обязательного медицинского страхования) без полиса помощь оказывать не будут.

На «Скорой» утверждают: по закону при оказании экстренной и неотложной медицинской помощи врачи требовать страховой полис не вправе. Оплата работы «Скорой» из фонда ОМС производится автоматически уже по факту выезда скоропомощной бригады.

Услуги «Скорой помощи» станут платными.

На «Скорой» утверждают: так называемые платные «Скорые», которые весной появятся в Москве на базе государственных подстанций, будут обслуживать исключительно обладателей полисов ДМС (добровольного медицинского страхования), из фондов которого подобные услуги, собственно, и будут оплачиваться. При этом число скоропомощных бригад, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь, не уменьшится и принципиальных отличий платной «Скорой» от бесплатной, уверяют нас, не будет.

P. S. В этом материале мы предоставили слово специалистам столичной «Скорой». Но Москва – не Россия. И те, кто живет за пределами МКАД, наверняка сталкивались с отнюдь не радужными примерами работы службы «03».

Немало таких примеров наберется и у москвичей. Будем признательны за ваши рассказы, которые обязательно дадим прокомментировать специалистам по защите прав пациентов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах