Зачем аспирантуру хотят реформировать?
В российских вузах хотят изменить систему аспирантуры. В частности, предлагают увеличить продолжительность обучения, уменьшить количество лекций, сделать обязательным написание научной работы по окончании учебы.
Ранее Министерство образования и науки России уже рассматривало план реформы аспирантуры, предполагающий увеличение срока обучения до пяти-шести лет, а также разделения его на два этапа. Первый должен закачиваться экзаменом и защитой квалификационной работы, а второй — кандидатской диссертацией.
В настоящий момент кандидатские диссертации защищает только треть аспирантов, все остальные используют свой статус в других целях, во многом по причине того, что за короткий период обучения намеченных результатов достичь не удалось. По словам депутата Госдумы РФ, члена Комитета ГД по образованию и науке, доктора физико-математических наук Гаджимета Сафаралиева, реформа аспирантуры назрела и должна быть скорректирована с учетом времени.
«Мир меняется и меняется степень и глубина изучения разных наук. За три года, которые аспиранты проводят в аспирантуре, не удается уложиться. Почему у нас такой низкий процент защит? Во многом это связано с тем, что не удается успеть все сделать. Плюс нужно слушать массу педагогических лекций, сдавать дополнительные зачеты и экзамены. Аспирантура — это прежде всего наука, ее основное назначение — это привлечение в науку молодых ученых, создание возможностей для реализации знаний, полученных в вузе, получения новых результатов. Большинство открытий нынешних ученых были сделаны в возрасте до 30 лет. В этом возрасте другое состояние души и энергии. В этом плане предложение президента РАН является вполне естественным и в техническом плане, и в плане осмысления, и в плане получения серьезных и глубоких результатов. Нужно частично освободить аспирантов от второстепенных предметов, чтобы они не отвлекались и занимались наукой. Необходимо создавать для них соответствующие условия. Нужно также продумать финансовую часть вопроса. При тех стипендиях, которые сейчас имеют аспиранты, они вынуждены подрабатывать на стороне, а это отвлекает от выполнения научных задач. Поэтому нужна целостная программа, направленная не только на увеличение срока обучения», — говорит Сафаралиев.