Сегодня финансовый мир стремительно меняется, требуя новых знаний и установок. Жизнь с каждым годом становится все динамичнее, подкидывая нам — потребителям финансовых услуг — очередные вызовы.
Именно поэтому, по мнению экспертов, особенно важно научить молодежь правилам финансовой безопасности, убедить молодых людей в необходимости планировать личный бюджет, разбираться в налогах, банковских и страховых продуктах, осознавать риски на финансовых рынках. Как это сделать? Один из самых действенных способов повысить уровень финансовой грамотности подрастающего поколения — это игры. Именно внедрению новых образовательных технологий в практику работы детских оздоровительных центров была посвящена конференция во Всероссийском детском центре «Орленок».
Минимум теории, максимум практики
На два дня детский центр «Орлёнок» в Туапсинском районе Краснодарского края стал базой, где не только делились теоретическим опытом обучения финансовой грамотности, но и показывали на практике наиболее действенные способы. В этом, кстати, и заключается основной принцип финансового образования: минимум теории, максимум практики и осознания на личном опыте.
В конференции, организованной Министерством экономики Краснодарского края совместно с Минфином России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения», участвовали представители Минфина России, эксперты проекта, органы исполнительной власти региона, Южного ГУ Банка России, муниципалитетов Кубани, а также делегаты из девяти субъектов страны.
Всего же конференция собрала более 100 специалистов, реализующих мероприятия по финансовой грамотности. Но главными участниками событий стали дети, отдыхающие сейчас в детском центре. Организаторам конференции представился прекрасный шанс на месте опробовать новые образовательные технологии.
— Сегодня быть финансово образованным — это обязательное условие успешности и устроенности в жизни для каждого человека. Особенно актуально это для подрастающего поколения. Каждое такое мероприятие — это своего рода вклад в развитие российской экономики. Обеспечить её развитие темпами, о которых говорит президент — выше среднемировых — способно только экономически активное, образованное, финансово подкованное население, — уверен первый заместитель министра экономики Краснодарского края Андрей Палий.
Когда начинать «дружить» с деньгами?
В сентябре прошлого года правительство РФ утвердило «Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы»«.
Для ее реализации проводится масштабная работа. В рамках проекта Минфином России разработаны учебные пособия для школьников всех возрастов и методические пособия для учителей. Эти материалы уже прошли апробацию и будут с сентября 2018 года бесплатно распространены в регионах. Идет подготовка педагогов со знаниями в соответствующей отрасли и умением их применять в процессе обучения. В российских регионах функционируют и появляются новые Центры финансовой грамотности.
Эксперты считают, что обучать азам финансовой грамотности можно и нужно начиная с дошкольного возраста. На самых простых примерах детям прививают правила рациональных взаимоотношений с деньгами. По данным британских экспертов, именно с трёх до семи лет лучше всего усваиваются модели поведения. Так что именно с этого возраста необходимо начинать обучение финансовой грамотности.
Финансистом можешь и не быть...
— Финансовая грамотность в нашем веке становится жизненно важным умением. У детей уже в начальной школе появляются карманные деньги, которыми нужно грамотно распоряжаться. Плюс они прекрасно разбираются в интернет-технологиях, активно совершают покупки в Сети. И часто попадаются на удочку мошенников или совершают необдуманные покупки. При этом родители очень часто не в состоянии доступно донести до своих чад правила разумного и безопасного финансового поведения, поскольку в своё время их никто этому не обучал. Взрослые на собственном опыте постигают азы ведения семейного бюджета, порой учатся этому всю жизнь и не всегда успешно. Кто же должен помочь детям? Есть система школьного образования. Мы внедряемся в нее и в форме факультативов, и виде включения элементов финансовой грамотности в обязательные предметы. Но школа — это весьма инертный механизм. Дополнительное образование гораздо восприимчивее к новому. Одна из форм — детский лагерь. Здесь процесс обучения можно совместить с развлечением. Через игры, квесты, обращаясь к собственному опыту детей, — объясняет стратегический координатор проекта Анна Зеленцова. — Поэтому сейчас в «Орлёнке» на самом деле происходит очень важное событие. Это первый семинар подобного уровня, куда приехали представители разных регионов. Наша задача не только обменяться опытом в плане теории, но и показать на примере игр с детьми и взрослыми, как это работает. Надеюсь, впоследствии все регионы РФ будут участвовать в подобных конференциях и распространять наши наработки.
С Анной Зеленцовой согласна её коллега: эксперт по образовательным программам проекта, кандидат педагогических наук Екатерина Лавренова.
— Мы используем разные каналы: систему общего образования, дополнительного образования. Система дополнительного образования имеет огромный потенциал для развития финансовой грамотности. Занятия могут проводиться в стационарной форме: дома творчества, кружковая работа. Однако нас сегодня очень серьёзно интересует другое направление: детские центры. В прошлом году мы провели различные образовательные мероприятия в детских центрах. Получили очень хороший результат. В отличие от школьной системы образования система детских центров более гибкая. Мы можем туда довольно легко внедриться с технологиями, которые уже доказали свою высокую эффективность. Если смена длится 21 день, есть возможность организовать непрерывное образование, использовать непрерывное погружение. Это даёт самый большой эффект. Дети в процессе различных игр получают не только знания, но и мотивацию к саморазвитию. Конечно, вряд ли после наших занятий все станут финансистами. Мы и не ставим такие задачи. Важно другое: воспитать уверенного и способного разобраться в жизненных финансовых механизмах человека. Недавно я проводила занятие с пенсионерами. Они жалуются, что чувствуют себя неуверенно в сфере финансов, их легко обмануть. Соответственно, они не понимают и не верят финансовым организациям и государству. В результате деньги, условно говоря, лежат под подушкой. Не работают ни на человека, ни на развитие экономики страны. В минусе все, — говорит Екатерина Лавренова.
Играй и узнавай
Что же предлагают сегодня эксперты для развития финансовой грамотности? Как научить ребёнка планировать бюджет, приумножать его, правильно совершать покупки и распоряжаться деньгами? Своими наработками поделились не только специалисты из Москвы, но и координаторы программ из различных регионов России. Были представлены и настольные игры, к примеру, «Не в деньгах счастье», и деловая игра «Услуги финансовых организаций», и соревновательный квест «Азбука финансовой грамотности», а также коммуникативные бои, ролики, мультфильмы и даже оперетта «Приключения копеечки». В общем, всё, чтобы в доступной игровой форме не просто донести до ребёнка азы финансовой грамотности, но и, заинтересовав его, помочь осознать их на собственном опыте.
Собственно, элементы этих игр тут же и были продемонстрированы. В «Орленке» организовали три площадки, на которых развернулось весёлое действо.
— Итак, сейчас мы с вами будем учиться вести семейный бюджет. Разобьёмся на пары, в которых один будет деньги зарабатывать, а другой — тратить, — объясняет правила игры детям руководитель направления «Дополнительное образование детей» АНО «НЦФГ» Денис Лозинг.
Каждый получил свою папку с легендой, табличкой, куда надо заносить баллы, и конвертик с деньгами. Дело оказалось весьма непростое. Нужно было так потратить заработанные деньги, чтобы хватило и на уплату налогов, и на коммунальные услуги, и на продукты. А в идеале ещё и приумножить семейные сбережения. Через полчаса послышались возгласы: «На налоги не хватает!», «Аня, иди получи стипендию!», «Где взять аванс?». Вообще-то, по словам Дениса Лозинга, в эту игру нужно играть несколько дней для полного погружения. Здесь же пришлось в рекордно короткий срок дать ребятам возможность осознать, что такое семейный бюджет и как он строится. И вполне может быть, что, вернувшись домой, дети станут бережнее относиться к родительским и своим карманным деньгам. Теперь-то они поняли на собственном опыте, сколько обязательных расходов есть в жизни современного человека.
Полезной оказалась конференция для взрослых участников.
— Увидела и узнала много нового и интересного, что хотелось бы попробовать в нашем детском лагере. На финансовую смену я, пожалуй, пока не замахнусь, а вот игры и финансовый день провести смогу. Уверена, ребятам очень понравится, — поделилась с нами Виктория, воспитатель по методической работе из Тбилисского района.
В итоге все участники единодушно сошлись во мнении, что такие встречи нужно проводить как можно чаще. Тогда и процесс повышения уровня финансовой грамотности населения будет идти быстрее и эффективнее.