aif.ru counter
3356

50 часов учёбы. Лучший учитель страны — о своей работе, школе и учениках

«Учителем года России-2018» стал 29-летний преподаватель обществознания и права из Грозного Алихан Динаев.

Учитель года-2018 немногим старше современных учеников и учениц...
Учитель года-2018 немногим старше современных учеников и учениц... © / Instagram

На вопрос «Почему он в школе?» отвечает так: «Дело не в школе, дело в детях. Мне нравится проводить с ними время — дома, на улице, в школе — где угодно. Когда кто-то говорит мне, что не любит детей, я смотрю на него как на сборную России по футболу в четвертьфинале чемпионата мира — с тем же искренним удивлением, но только без той же искренней радости». «АиФ» побеседовал с лучшим учителем страны. 

Кто помнит закон Гука?

Юлия Борта, «АиФ»: Алихан, когда в финале конкурса оказались одни мужчины, оргкомитету посыпались претензии: мол, в школах работают в основном женщины, а на конкурсе побеждают мужчины. Вроде как дискриминация... 

Алихан Динаев: В этом году и правда сложилась редкая и даже странная ситуация, когда все пятеро финалистов оказались представителями мужской половины. Разумеется, в кулуарах, между нами, конкурсантами, шли разговоры — как в шутку, так и всерьёз — что это дискриминация, что это недопустимо, неправильно, некрасиво. Одна из участниц даже предложила министру просвещения Ольге Юрьевна Васильевой сделать два разных конкурса — «Учитель года» и «Учительница года». Не думаю, что результаты конкурса были предвзяты. Но уверен, что формат конкурса даёт мужчинам определённое преимущество. Это ведь изнурительное, даже с физической точки зрения, двухнедельное испытание. Мужчины их зачастую легче переносят. Кроме того, конкурс — ещё и колоссальное психологическое испытание, стресс. Некоторые мужчины-доминанты чаще пытаются перекричать других, громко и упорно доказывая свою точку зрения, не слыша никого вокруг. В такой ситуации женщина-учитель — тихая, более дипломатичная, мягкая просто отходит в сторонку и практически не принимает участие в командной работе, что сказывается на её оценках. 

— Вы не так давно закончили школу. Отличается ли она от той, в которую вы пришли работать? 

— Я окончил школу больше 12 лет назад. И с тех пор она заметно изменилась, хотя, конечно, фундамент и структура остались прежними. В образовании стремительно идет компьютеризация, когда интернет и гаджеты становятся неотъемлемой частью жизни и учебы. Сегодня дети уже не представляют себя без телефонов и соцсетей. И из этого вытекает два следствия. С одной стороны, учителя должны использовать новые технологии на занятиях, идя в ногу со временем и сохраняя интерес детей к учебе. А с другой, учителя окончательно и бесповоротно потеряли монополию на знания. Если ребенку не нравится его учитель, то он может найти на YouTube, например, десятки видеоуроков и лекций от других специалистов. Он может воспользоваться приложениями, онлайн-ресурсами. А благодаря созданию Российской электронной школы (РЭШ) дети со всей страны имеют доступ к полному курсу уроков от лучших учителей России по всем предметам. 

Что ещё изменилось? За эти годы в нашей страны утвердился ЕГЭ, о плюсах и минусах которого, думаю, говорить можно бесконечно. Государство активно взялось за повышение квалификации педагогов через национальную систему учительского роста, институты, курсы и т.п. Могу сказать, что в нашей республике речь вообще идет о практически беспрерывном конвейере разнообразных занятий, курсов, семинаров, конференций для учителей, которые проводят лучшие региональные и федеральные специалисты. 

Наконец, пусть и с трудом, но в школе меняется парадигма образования. Знания стремительно устаревают и забываются. Кто из нефизиков, читающих этот текст, быстро назовет суть закона Гука? Немногие. А кто вспомнит дату Грюнвальдской битвы без помощи Яндекса? Далеко не все. Поэтому мы, сохраняя акцент на предметных знаниях, пытаемся развивать в детях и личностные, и метапредметные результаты. Формировать в них универсальные умения и действия, которые пригодятся им в учебе и на работе в любой сфере — разрешать конфликты, работать в группе, искать и анализировать информацию, оценивать себя, ставить цели и т.п.

Зачем молодёжь идёт в школу?

— Недавно Российская академия народного хозяйства и госслужбы провела исследование. Оказалось, старшие учителя не советуют молодым идти в школу. Денег платят мало, отчётов и бумаг — не счесть, и вообще работа нервная... 

— Опытные учителя знают, что говорят. Зарплаты и бумажная нагрузка — по-прежнему самые актуальные проблемы для учителей. Однако российское образование молодеет! Например, я работаю в самой молодой школе республики, где средний возраст педагогов 30 лет. Мы привыкли считать, что в пединституты идут по остаточному принципу. Однако в последние годы наметилась противоположная тенденция. Снова скажу на примере нашей республики. Из трех вузов Чечни самый высокий проходной балл ЕГЭ (причем с большим отрывом) в наш педуниверситет. Так что молодежь идет в школы. И среди них все больше мужчин. Почему? Начнем с того, что зарплата школьного учителя — это всегда стабильный доход, вне зависимости от экономической ситуации. Кроме того, востребованный учитель может зарабатывать благодаря платным занятиям, которые сейчас закон разрешает школе, репетиторством. А плюс к тому, школа дает возможность для профессионального роста, в частности через конкурсы — «Учитель года России» и другие. И это — мощный стимул для молодежи. Вы же обратили внимание, как молодеет этот конкурс? Последним победителям не было и 30 лет. Это неслучайно. 

А вообще, уходя от конкретики в романтику, замечу следующее: в школу идут, прежде всего, по призванию — кто любит детей и хочет сделать что-то важное и полезное для других, своего города или села, своей страны. Иногда я ловлю себя на странной мысли, что готов был бы работать в школе и бесплатно. Да пришлось бы «пахать» в других местах, чтобы прокормить семью. Но счастье от общения с детьми бесценно.

— То и дело случаются неприятные скандалы, когда у учителей возникают близкие отношения с учениками. Как этого не допустить?

— Это очень личный и сложный вопрос. Близкие отношения между учителями и учениками нередко становятся побочным эффектом нашего стремления омолодить педагогический состав. 22-летний молодой учитель вполне может влюбиться в 11-классницу и наоборот. Ничего сверхъестественного здесь нет. Бывает, что эти чувства вполне искренние и чистые. Но даже в этом случае учитель должен понимать, что он остается учителем, что близкие отношения с ученицей нарушают служебную этику, и любые попытки строить личные отношения, как минимум, стоит отложить на будущее. 

Многое зависит от самоконтроля и дисциплины. Когда-то я был самым молодым преподавателем в университете, вел занятия у студентов 2-4 курсов. Я мог позволить себе поболтать со студентками, но при этом всегда обращался исключительно на «вы», соблюдал дистанцию и запрещал себе приглашать их на свидания. Своеобразный внутренний этический кодекс. 

Совсем другое дело, когда речь идет о сексуальном насилии по отношении к детям. Любые подобные действия и даже попытки совершить их должны строго наказываться, а учителям или директорам школы нужно запрещать работать в профессии. Как правило, подростки, запуганные взрослым, боятся обращаться за помощью к родителям, испытывая еще и чувство стыда за произошедшее. Вот почему так важно, чтобы в школах были психологи, чтобы была возможность обратиться за психологической помощью вне школы, чтобы дети знали о телефонах доверия.

Задачка в два действия

— Играя в политику, взрослые нередко используют в своих целях и подростков, зазывая на митинги и т.д. Как оградить детей от совершения ошибки? 

— Дети постоянно задают мне вопросы о политике. Причем иногда спрашивают даже 8-классники — о пенсионном возрасте, о Крыме, о Путине и Трампе и т.п. Политизация подростков — это тенденция нашего времени. Важно, чтобы дети знали о своих правах и обязанностях: что они могут делать и какая ответственность наступит при нарушении закона. Разговоров по принципу «ты еще маленький, какая тебе политика» я с учениками не веду. Считаю, что мы должны обсуждать с ними важные проблемы, не избегаю политически тяжелых вопросов, ведь иначе мы никогда не сможем воспитать из них настоящих граждан.

Со своей стороны, я не навязываю им какую-то точку зрению, а стараюсь, чтобы они сами пришли к пониманию — у любой монеты есть две стороны, а наш мир не просто черно-белый. Особенно важно научить работать с источниками информации, критически оценивать их, сравнивать, понимать, что их много. Одно из моих любимых заданий для 11-классников — это упражнение «Найдите фейк-ньюс» по теме «Политическая культура». Даётся пять небольших текстов, среди которых дети, используя логику и знания, а также проводя проверку фактов (фактчекинг), должны найти ложную информацию.

— Эксперты говорят, что учебный процесс в школе надо менять — слишком много домашних заданий, дети перегружены... А на выходе — не так уж много знаний. Вы согласны?

— Международные исследования показывают, что в начальных классах домашние задания почти бесполезны. В основной школе их роль незначительна, а в старшей они дают хотя и более заметный, но средний эффект (желающие прочитать об этом подробнее могу обратиться к книге «Видимое обучение» Джона Хэтти). 

Наши школьники едва ли не самые загруженные в мире. По данным международного исследования PISA, российские 15-летние школьники тратят на учебу в классе около 26 часов в неделю и ещё 23 часа на домашние задания. А это почти 60% своего времени, если вычесть сон и выходные. Это, конечно, не Южная Корея, где дети и после школы учатся так много, что там даже вводили комендантский час, совершая рейды по частным образовательным центрам и запрещая им работать после 22 часов. Но все равно нагрузка огромна.

Я считаю, что домашних заданий должно быть меньше. Нет смысла задавать 10 однотипных упражнений, если можно усвоить тему и за 2-3 задания. В нашей математической школе Грозного действует правило: домашние задания — творческие, а вся обязательная рутина — на уроках.

Не соглашусь, что у наших детей на выходе не так уж и много знаний. Результаты международных сравнительных исследований, победы наших учеников на олимпиадах, динамика ЕГЭ говорят, что уровень знаний и качество образования растут. 

Что надо менять? Делать учебный процесс более практикоориентированным. Так получается, что у наших детей есть знания, а применять их на практике они зачастую не умеют. Например, посчитать сколько рублей надо платить за электричество, если в сентябре на счётчике было 1259 КВт*ч, а в октябре — 1451, если один КВт*ч стоит 2,5 рубля. Казалось бы, простейшая задача в два действия, но многие дети не справляются и получают удивительные ответы в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Надо больше внимания уделять формированию универсальных умений и действий. Использовать индивидуальный подход, применяя различные психологические инструменты. 

Главное, чтобы каждый учитель чувствовал ответственность за свою работу. Ведь неслучайно говорят, что учитель создает нацию, в его руках настоящее и, что еще важнее, будущее страны.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что сегодня известно о состоянии Михаэля Шумахера?
  2. Что такое «Культурный норматив школьника»?
  3. Могут ли лишить прав за обгон в разрешенном месте?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ