Примерное время чтения: 8 минут
15264

Кому полмиллиарда? Сергей Кравцов — о том, как изменятся школы, вузы и ЕГЭ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. Почём говядина для народа? 13/01/2021
Сергей Кравцов.
Сергей Кравцов. / obrnadzor.gov.ru / www.globallookpress.com

2020 год стал самым необычным в истории образования. Однако, несмотря на трудности, в нём было и немало позитивного. О том, что удалось, а также о планах на 2021-й рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.

Юлия Борта, «АиФ»: Сергей Сергеевич, все наверняка запомнят 2020-й как год массового эксперимента по дистанционному обучению, резкого развития цифровых технологий. Но, наверное, не только это стоит записать в главные итоги года?

Сергей Кравцов: Несмотря на пандемию, у нас построено более 270 новых школ, свыше 828 детских садов, открыто 5 тыс. центров образования цифрового и гуманитарного профилей в сельской местности «Точка роста». Обеспечено бесплатное горячее питание учащихся 1-4 классов (больше 7,3 млн школьников), это очень непростой проект. Результаты TIMMS (международное исследование качества образования по естественнонаучным и математическим предметам — Ред.) уверенно хорошие. Россия вошла в шестёрку лучших стран мира, а по естествознанию в 4 классе заняла третье место. На международных олимпиадах российские школьники тоже в числе лидеров, в частности, по физической олимпиаде у нас 5 золотых медалей.

В числе важных решений 2020 года — выплаты в 5 тыс. рублей учителям за классное руководство, снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Учителя избавлены от большого количества отчетов: местным органам управления образованием рекомендовано сократить список необходимых для заполнениями учителями документов до четырех. Мы приняли программу об организации воспитательной работы. Со следующего года в десяти пилотных регионах в школах появятся советники директоров по воспитательной работе с дополнительной ежемесячной оплатой в 15 тыс. рублей.

— Какие самые большие трудности пришлось преодолевать?

— Из-за ситуации с коронавирусом педагогам пришлось перестраивать работу и адаптироваться к непривычным условиям: осваивать технологии, применять нестандартные методики, переосмыслить ведение образовательного процесса в целом. Когда возникло самое большое напряжение, нам помогли коллеги из Минкомсвязи, «Единой России». Больше 500 тысяч единиц компьютерной техники были безвозмездно переданы семьям, особенно малообеспеченным, где воспитываются несколько детей. Нам было приятно, когда на международной конференции ОЭСР Россию признали наряду с Сингапуром и Индонезией страной, которая лучше всех организовала процесс школьного обучения в пандемию. Для нас было очень важно, чтобы образовательный процесс не останавливался. В этой связи хочу поблагодарить всех учителей, потому что им было непросто, но в целом коллеги справились и не оставили своих учеников.

В этом учебном году подавляющее большинство школ с сентября работали в очном режиме, полностью закрывались на карантин не больше 2-3% школ и около четверти работают в смешанном формате.

— Что показали Всероссийские проверочные работы, которые провели в начале учебного года?

— Никакой критической ситуации диагностика не выявила. Повезло, что дети уходили на домашнее обучение в четвертой четверти, когда школьники в основном повторяют пройденный материал и нет большого количества новых тем, как это могло быть в другой период. Поэтому мы увидели по результатам ЕГЭ, что баллы сопоставимы с прошлым годом. Разработана программа помощи школьникам на основе диагностики, каждая школа получила свои результаты, методические рекомендации, чтобы при необходимости соответствующую работу в начале года провести. Чтобы снять беспокойство, которое, возможно, есть у родителей.

А в этом учебном году подавляющее большинство школ с сентября работали в очном режиме, полностью закрывались на карантин не больше 2-3% школ, около четверти работают в смешанном формате.

— Не так давно говорили о том, что у нас появится аналог Zoom, платформы для онлайн обучения, а также соцсеть с образовательной тематикой.

— Они уже разработаны. Платформу для обучения и общения школьников и учителей мы успешно апробировали в Московской области в рамках эксперимента по развитию цифровой образовательной среды. Видеосервис называется «Сферум». Программный продукт разработчики бесплатно передают в школы и в следующем году проведут тестирование платформы в 15 регионах. Система защищенная, поэтому никакие взломы ей не грозят. Использован опыт ЕГЭ. За весь период его проведения, несмотря на хакерские атаки, не было никаких проникновений в систему видеонаблюдения, поэтому эти решения технологические реализовываются в новой системе.

Еще раз хочу подчеркнуть, что мы никогда не откажемся от классической системы образования, от общения ученика с учителем.

В следующем году сделаем презентацию этой соцсети для школьников. Это отдельный сегмент «ВКонтакте», который уже тоже разработан. Он позволит школьникам общаться на образовательные темы.

— Министерству просвещения теперь переданы педагогические вузы. Будут ли изменения в подготовке учителей?

— Безусловно. В этом году впервые средний балл ЕГЭ в педагогические вузы вырос. Вы знаете, что всегда в педагогические вузы шли с невысокими баллами. Что бы мы ни говорили, какие бы проекты ни реализовывали, качество образования зависит от качества подготовки учителя. Поэтому мы рады тому, что в педагогические вузы пошли более подготовленные и мотивированные ребята. Со следующего года в 3 раза увеличим финансирование на развитие науки во всех 33 педагогических вузах. На это будет выделено почти 500 млн рублей. Это анализ того, каким должен быть учитель, изучение возрастной физиологии, того, какими должны быть подходы у современного учителя в работе с молодым человеком, какой должна быть система подготовки в педагогических вузах. Есть мнение, что педагога должны готовить классические университеты, а потом — доучивать до учителя. Мы видим, что не всегда это работает. Например, человек может быть прекрасным учёным-математиком, гением, но не у всех получается изложить математику ребятам так, чтобы они ее поняли. Учитель должен знать не только предмет, но и методику его преподавания. Уметь работать с детьми, их родителями. Если неподготовленный учитель придет в класс, то результат мы можем получить обратный. А на учителя смотрят, на него равняются. Поэтому наша задача — чтобы в педагогическом вузе (даже если туда пришли ребята с невысокими баллами) будущим учителям дали хорошую предметную и методическую подготовку, практику, научили работать с ребятами. Вот это те задачи, которые мы уже решаем и будем решать в следующем году.

В соответствии с поручением президента, принято очень важное решение о допуске студентов 4 курса педвузов к работе учителями. Сегодня молодые ребята могут сразу прийти в школу. Но их надо сопровождать, развивать наставничество. Поэтому мы будем расширять границы педагогических вузов и стараться сделать из них лучшие университеты.

— В новых СанПиНах для школ и садов прописано, сколько дети могут пользоваться электронными образовательными средствами. Даже в старших классах это не более 35 минут, в 5-9 классах — 20-25 минут, в младшей школе — 10 минут, а непрерывно — вдвое меньше. А мы все время говорим о развитии цифровой среды. Как это увязать, чтобы дети совсем больными из школы не вышли?

— Действительно, очень важно соблюсти баланс здоровья, и психологического в том числе, и разумного использования цифровых технологий. Для этого и есть требования врачей, чтобы максимально обезопасить детей. Информационные технологии должны быть только во благо ребенка. Здоровье школьников — один из наших приоритетов.

Государственный выпускной экзамен — это не такая строгая форма итоговой аттестации, как ЕГЭ. Выпускники, которые не собираются поступать в высшие учебные заведения, фактически напишут контрольные работы по русскому языку и математике у себя в школе.

— Будет ли меняться содержание заданий ЕГЭ? В прошлом году многие очень переволновались и получили меньше баллов из-за химии, куда включили сложные задания.

— Не соглашусь. По химии результаты сопоставимы с прошлым годом. Да, задания были изменены на более прикладные, практико-ориентированные, а не просто основанные на заучивании теории. Поэтому те ребята, которые готовились, сдали. У нас каждый год такие вопросы возникают. Нужно очень внимательно ознакомиться с демонстрационными заданиями, которые опубликованы на сайте ФИПИ. Рособрнадзор ведет большую программу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В демоверсиях есть примеры заданий, в том числе тех, которые будут в едином государственном экзамене этого года. Поэтому каких-то серьезных изменений здесь в ЕГЭ нет. Напомню, что сроки проведения ЕГЭ — это июнь и одна неделя в июле как резервные дни для тех, кто не сможет сдать ЕГЭ в июне. ЕГЭ фактически выбирают те, кто идет в вузы или готовится получить аттестат с отличием или медаль. Им в 2021 году нужно сдать только один обязательный экзамен — по русскому языку. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет.

— Как будут проходить выпускные экзамены для тех, кто не идет в вуз?

— Государственный выпускной экзамен — это не такая строгая форма итоговой аттестации, как ЕГЭ. Выпускники, которые не собираются поступать в высшие учебные заведения, фактически напишут контрольные работы по русскому языку и математике у себя в школе. Это необходимо, чтобы получить аттестат. Государственные выпускные экзамены, в отличие от ЕГЭ, пройдут в конце мая.

В планах создание школы мирового уровня с новым подходом к преподаванию. Нам нужна не только современная инфраструктура, но и новая философия школы.

— Что еще вы хотели бы изменить в школьном образовании?

— В планах создание школы мирового уровня с новым подходом к преподаванию. Нам нужна не только современная инфраструктура, но и новая философия школы. Что у нас есть сейчас? Проверочные работы, ОГЭ, ЕГЭ, мы про каждую школу — с точки зрения обучения — представляем её уровень. Мы даже подошли к решению очень непростого вопроса воспитания в школах. Но это не всё. Школа — это определенная среда. Как она должна быть организована? В следующие четыре года будет построено 1910 школ. Мы хотим сопровождать их не только на этапе строительства — от технического задания до лицензии, — но и в том, какие методики станут использоваться, как будут подготовлены учителя. Раньше были экспериментальные школы, где отрабатывались новые методики. Сейчас это не очень подходящее слово, хотя идея была правильная. Наверняка и сейчас есть интересные педагогические находки, методики, которые можно было бы попробовать применить с согласия учителей и родителей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах