Какой будет школа, когда мы выйдем из пандемии? Сейчас это самый главный вопрос, который волнует родителей.
Чтобы осмыслить изменения, стоит обратиться к истории. До революции, в 1913 г., в Москве насчитывалось всего около трёх десятков школ. И лишь немногие дети могли получать образование. Система образования как массовая школа возникла в цивилизованном мире только после Второй мировой войны, в 40–50-е гг. И с тех пор многое изменилось. Например, в советское время иностранный язык со 2-го класса учили только в спецшколах. Теперь это делается везде. Есть попытки ввести второй иностранный язык в средней школе. Многие вузы сейчас открывают предуниверсарии, где школьники могут окунуться в мир науки и попробовать себя в профессии. В советское время понять, что ошибся в выбранном пути, студенты зачастую могли, учась в вузе. Надо признать: той старой советской школы, в которую мы все ходили, больше не будет. То, что было нормально десятки лет назад, сейчас уже неприемлемо. Наши дети давно подружились с технологиями, способ получения новой информации «из компьютера» для них естественен. Ну разве кто-то в здравом уме согласится заменить нынешние принтеры на печатные станки, а гаджеты на калькуляторы или логарифмические линейки? Даже на уроках труда вместо выпиливания табуреток лобзиком учатся работать на 3D-принтерах, лазерных станках для резки, собирать квадрокоптеры и моделировать биологические процессы.
Введение электронных дневников – это ещё одно очень значимое изменение в школьной жизни за последние годы. Ученикам больше не нужно тратить время на записи в бумажном дневнике, они могут получать индивидуальные задания от педагогов, даже если не находятся в школе. Родители сразу видят успеваемость ребёнка. Учителям проще взаимодействовать с ребёнком и его семьёй.
Что исправит «цифра» в школе?
Освоение цифровых технологий, которое форсировала пандемия, стало логичным продолжением развития системы образования. Без них невозможно реализовать индивидуальный подход, про который сейчас так много говорят.
Сегодняшняя жёсткая школьная система, когда один педагог по одной схеме пытается обучить сразу 25–30 учеников, неизбежно приводит к тому, что до 30% детей оказываются неуспешными. Неудивительно, что тренд на дистанционное образование охватил мир. «В Китае интерактивная образовательная платформа внедрена в 700 школах в 200 городах, – сказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. – Она проводит компьютерное тестирование, выявляет образовательные пробелы, формирует персональную карту знаний, анализирует работу ученика и оптимизирует подбор упражнений. В США есть двуязычная образовательная платформа по математике и естественным наукам. Её ещё используют в Канаде и Латинской Америке. Она выстраивает траекторию обучения не по шаблону, а корректирует в зависимости от потребностей ученика. «Цифра» для школы – это симуляторы технологий, которые позволяют найти таланты у тех, кто не демонстрирует успехи в науке, искусстве, спорте. Это замещение скучного учителя игрой, в которую дети и так играют. Это, наконец, интерактивные задачники – замещение для учителя скучной проверки тетрадок. Вот это должна исправить «цифра» в школе».
Цель – глобальный рынок
В столичном образовании «цифра» начала развиваться давно. Пример тому – «Московская электронная школа», и уже следующие образовательные проекты в стране стали строиться по её модели. Технологии позволяют школьникам окунуться в мир науки, переместившись онлайн в исследовательские лаборатории. Даже командную работу учеников (причём из разных стран) можно успешно организовать онлайн. И это не всё. «Мы увидели очень интересную вещь: во время дистанционного обучения резко вырос интерес детей к олимпиадам, – отметил директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. – И результаты их превзошли прошлогодние. Раньше школьник ходил только на те предметы, в которых был успешен, а тут вдруг начинал думать: «Дай-ка я войду в онлайн-олимпиаду». И открывал для себе предмет».
А можно ведь пойти дальше. Команд, которые занимаются созданием платформ для передачи знаний в «цифре», становится всё больше. И пока мир находится в самом начале пути, у России есть возможность вступить в конкуренцию, развивать и предложить отечественные образовательные продукты на мировом рынке.
«Онлайн-образование – это действительно важный и принципиально нужный инструмент», – убеждён проректор Высшей школы экономики Иван Простаков. По его мнению, глобальная проблема, с которой мы столкнулись во время пандемии, вероятнее всего, никуда не денется, «даже когда мы из COVID выйдем». Свою политику, как, где и чему учить, пересмотрят многие страны.
Окно возможностей
Останутся ли привычные школы? По словам директора международной гимназии «Сколково» Оксаны Демьяненко, «не обязательно учиться в классно-урочной системе, чтобы достичь образовательных результатов». Да и сами эти результаты требуют переосмысления. В профессиональной среде появился новый термин – «массовая уникальность». Новая система образования должна воспитать уникальных специалистов, а не просто рабочие руки. Без современных технологий это невозможно.
«По оценкам экспертов, до 2 млрд рабочих мест, где люди занимаются преимущественно рутинной деятельностью, могут стать ненужными, – убеждён профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша. – Одновременно возникает спрос на новый тип рабочих мест, где люди могут проявлять свои творческие способности и взаимодействие друг с другом».
«Нам нужно мыслить более гибко, – говорит президент Международного общества искусственного интеллекта в образовании, директор акселератора стартапов Educate Роуз Лакин. – Системы образования, которые мы разрабатывали в XX в., были хороши для XX в. Произошла промышленная революция 4.0. Мы изменились. Нам необходимо менять наши системы образования. Технологии могут в этом помочь. Нам нужны учителя, которые будут работать с использованием искусственного интеллекта. От успеха системы образования зависит, будем ли мы процветать на фоне 4-й промышленной революции».
По данным Высшей школы экономики, ещё год назад 80% учителей не использовали цифровые технологии в классе. Посещаемость онлайн-образовательных ресурсов за пандемию выросла в 2,5–4 раза. Дистанционное образование – это окно возможностей, которого ещё вчера не было. Впервые за долгие годы школьники смогли пробовать новые курсы, слушать лекции лучших педагогов страны и даже мира вне зависимости от того, где они живут. Для детей из сельских и удалённых территорий дистанционное обучение – вообще единственная возможность получать качественное образование наряду со сверстниками из больших городов.
Онлайн – это не цель, а инструмент, который помогает учить детей, в том числе сейчас, во время пандемии.
Кто оценил достоинства дистанционки
В студенческой среде в РФ перевод на удалённое обучение получил поддержку, особенно среди тех, кто избрал точные и прикладные науки, требующие владения логикой. Как, например, в МГТУ им. Баумана. Это демонстрирует, что молодёжь по степени сознательности опередила родителей. А ещё, что те изменения в образовании, которые кажутся неприемлемыми старшему поколению, непосредственный потребитель образовательных услуг воспринимает абсолютно нормально.
Как будет меняться школа?
Современный мир требует обновления всей системы образования.
Андрей Зинин, директор ГБОУ Москвы дополнительного профессионального образования специалистов Городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы:
Невозможно постоянно оглядываться на прошлое, держаться некогда единственно правильных, но сегодня уже устаревших правил получения качественного образования. Советская школа заложила надёжную основу для получения фундаментальных академических знаний. Главным в советской школе всегда был урок, а пространством получения знаний – учебный класс. Именно тогда в обиход вошло понятие «классно-урочная система», а в сознании родителей закрепилось мнение об отметке как единице измерения успешности ребёнка и показателе его успеха во взрослой жизни.
1990-е и 2000-е гг. привнесли в советскую систему образования так называемые авторские школы. Так появились гуманитарные гимназии, школы с этнокультурным компонентом, школы здоровья.
Сегодня московская школа вышла на новый уровень развития, соответствующий темпу большого города. Опираясь на надёжные традиции советской школы и учитывая уникальный опыт авторских школ, специалисты в области образования дали возможность школьникам обучаться в новой среде, где любое пространство – будь то рекреация или актовый зал – стало местом приобретения новых знаний и умений, трансформировавшись в высокотехнологичные лаборатории и коворкинг-зоны. Но самое главное изменение – это предоставление каждому школьнику возможности выбора образовательного маршрута в соответствии с его склонностями и интересами в рамках одной школы.
Сейчас классно-урочная система утрачивает свою монополию, уступая место новым формам взаимодействия учеников с учителем и между собой, принципиально иным способам получения знаний. И главным показателем успеха стало не только владение теоретическими знаниями, но способность использовать их в реальной жизни, ориентироваться в профессиях, востребованных на современном рынке труда «умного» города.