Как выбрать хорошего репетитора для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ?
Выбор репетитора для подготовки к выпускным государственным экзаменам является крайне непростой и важной задачей для школьников и их родителей. Каким должен быть хороший преподаватель? Как и где его искать? Какой формат обучения лучше выбрать? На самые актуальные вопросы, ответы на которые стоит получить задолго до начала нового учебного года, АиФ.ru ответил репетитор Никита Малашенко.
По каким основным критериям нужно искать репетитора для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ?
По словам Малашенко, основной, но не единственный критерий — это результаты учеников. «Если их средний балл выше 80, это уже о чем-то говорит. Вопрос в том, что не все преподаватели афишируют результаты учеников. Стоит посмотреть социальные сети репетиторов, блоги, профили на тематических порталах и поискать информацию, — советует он. — Второй фактор — методы и формат учебы. Поговорите с репетитором, узнайте, как он преподает. Например, в гуманитарных науках до сих пор есть репетиторы, которые просто читают лекции и заставляют делать конспекты. Часто этим грешат некоторые репетиторы из вузов. Это не работает в реалиях ЕГЭ: ученик может выйти с занятий максимально подкованным в истории или литературе, но не сможет переложить эти знания на формат экзамена. В точных науках ситуация обратная: два часа только решать задачи и уравнения, конечно, хорошо, но любое нетипичное задание — и ступор».
Третьим важным фактором Малашенко называет открытость преподавательской практики: «Если учитель рассказывает о своей работе в социальных сетях, вы еще „на берегу“ сможете узнать его, понять, что человек собой представляет. Кроме того, в соцсетях вы найдете отзывы бывших учеников. Это экономит не только силы и деньги, но и время. Будет обидно потратить месяц на репетитора, который ничему не научит и будет вызывать только стресс».
Эксперт считает, что такие критерии, как образование, стаж, возраст, пол, текущее место работы, безусловно, тоже важны, но они не влияют на результат ученика.
Где и как лучше всего осуществлять поиск репетитора?
Универсального и подходящего абсолютно всем ответа на этот вопрос нет. Никита Малашенко советует пробовать разные способы. «Есть социальные сети, сайт „Профи.ру“, сарафанное радио... Если никто из знакомых не смог посоветовать хорошего репетитора, можно начать поиск в соцсетях и параллельно — на профильных площадках. Тут важно не зацикливаться на чем-то одном, потому что так вы пропустите море хороших учителей и интересных предложений. И важно понимать, что молодые педагоги вряд ли разместят о себе информацию в „Одноклассниках“, а пожилые преподаватели вузов — в Instagram», — говорит он.
Как отличить хорошего репетитора от «вымогателя» денег и времени?
Малашенко советует ориентироваться, во-первых, на отзывы, во-вторых, на ощущения ученика от преподавателя. Также важно проанализировать, как и с чего стартовали занятия, как прошел первый урок. «Передовые преподаватели, как правило, не берутся за всех подряд. Они проводят тестирование перед началом учебы и уже потом говорят, могут помочь или нет, готовы взяться сами или помогут подобрать более подходящего преподавателя (да, такая практика существует), — объясняет он. — Хорошие репетиторы всегда работают над качеством своих занятий. Еще они используют новые методы, методики и форматы преподавания, которые, как правило, работают лучше старых. Когда человек отдан делу, это уже в какой-то степени гарантия того, что он не окажется „вымогателем“ денег и времени».
Еще один момент, на который репетитор советует обращать внимание, — «трафик» учеников от года к году. «Если он растет или находится на стабильном уровне в течение долгого времени, это хорошо. Значит, преподавателю доверяют. Если число учеников скачет от двух к десяти и обратно, то тут что-то происходит странное, хотя это не гарантирует, что преподаватель плох: у каждого, в конце концов, свои цели. Точно плохо, когда ученики уходят от преподавателя в течение года, но вряд ли вы сможете найти хоть какую-то информацию об этом», — объясняет Малашенко.
Наконец, важно то, как подает себя преподаватель. Если он не только с первых дней говорит, что работает на результат, и доказывает это, демонстрирует опыт прошлого года, то к его заявлениям стоит прислушаться. А если учитель большую часть времени рассказывает о себе, а не о достижениях учеников, то и занятия, скорее всего, пройдут так же.
Какие преимущества и недостатки есть у дистанционных занятий?
По мнению Малашенко, у дистанционной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ только два очевидных плюса: низкая цена и относительное удобство, так как занятия могут не привязываться к конкретному времени и пр. «Здесь, конечно, нужно понимать, о каких занятиях мы говорим. Если это дистанционная учеба с репетитором, то не все так плохо, хотя хуже, чем вживую: нет непосредственной связи между учителем и учеником, а это важно. Если мы говорим о занятиях в топовых онлайн-школах, то утверждать однозначно, что они плохи, нельзя. Такие школы подходят тем, кто либо хорошо разбирается в предмете и хорошо пишет пробники, но нуждается в наставнике и проверке домашних работ, либо тем, кому не так важны высокие баллы. Если говорить о мелких онлайн-курсах по ОГЭ или ЕГЭ, которые каждый год вырастают как грибы и не существуют больше двух-трех лет, то я бы не советовал их никому. У преподавателей там слишком слабая мотивация, чтобы работать, домашние задания, скорее всего, будут проверять не они, а их помощники с меньшей квалификацией. Отбор преподавателей там безобразный», — рассказывает Малашенко.
По его словам, в материалах, которые выкладывают подобные курсы, порой содержатся грубейшие ошибки. «Также я часто сталкивался с тем, что дети несут работы с онлайн-курсов и говорят: „Мне поставили максимум за это эссе!“ На деле же там не набирается и половины баллов», — говорит преподаватель.
В каком случае лучше заниматься в группе, а в каком — индивидуально?
В этом вопросе все зависит от данных и личности ученика, его характера, а также от направления подготовки и предмета. «Если это зажатый человек, то лучше идти на индивидуальное обучение или в паре с кем-то, потому что большая группа будет стимулировать стресс. Но в то же время она может дать компанию единомышленников, которые помогут ребенку раскрепоститься и повысить свою успеваемость», — объясняет Малашенко.
По его мнению, такой предмет, как, например, литература, нет смысла учить индивидуально, потому что в процессе обучения важны обсуждения, взгляды и оценки других людей. А при подготовке к профильной математике даже занятия в мини-группах по 2-3 человека могут не принести хорошего результата. «Объясняется это тем, что в точных науках нужно убедиться в абсолютном понимании предмета», — говорит преподаватель.
Также он обращает внимание на еще один важный момент, о котором многие родители, мечтающие, чтобы их ребенок лучше сдал ЕГЭ или ОГЭ, забывают: учатся не они, а их дети. И выбор групповых занятий или индивидуальных (да и занятий вообще) должен делать именно ученик, а не родитель. «В конце концов, репетитор должен быть в первую очередь приятен ученику, а не его родителю, поскольку именно выпускнику предстоит учиться и проводить с этим преподавателем время», — добавляет он.