«За»
Константин Зискин, директор Института «Высшая школа образования» Московского педагогического госуниверситета:
- Система оценок в школе убивает инициативу и желание учиться. Кажется, что если ребёнок сделал плохо, то ему надо на это указать (поставить двойку, отругать), и он будет делать хорошо. Но так не происходит. Иначе бы все двоечники и хулиганы после первого наказания превращались в примерных отличников. Чтобы научить, ругать нельзя. Надо поощрять за успех и акцент делать только на нём. Есть такое правило «зелёной ручки»: учитель зелёным цветом подчёркивает, что ребёнок сделал правильно. Вместо того чтобы поправлять красным неправильное. Ребёнок видит, что получилось, и повторяет то же самое. И обучается в 10 раз быстрее! С пятёрками тоже не всё просто. Дети по природе любопытны и хотят узнавать новое. Но, когда им ставят за это оценки, они начинают учиться только ради них (срабатывает замена внутренней мотивации, внешней и другие доказанные закономерности). Оценки - самая конфликтная сфера в школе. Их ставит тот, кто учит. А если учит не очень, почему тройка - только ученику? Как лучше оценивать? Возможно, лучше раз в два месяца проводить итоговую работу (или беседу) и по результатам давать содержательную оценку: чему научился, а чему нет.
«Против»
Александр Шевкин, учитель математики московской школы № 2007, заслуженный учитель РФ, соавтор семи учебников математики:
- Ни научно, ни практически не доказано, что отмена оценок положительно скажется на образовательном процессе. В попытке отменить школьные отметки я вижу стремление забрать учебный процесс из-под управления профессионального наставника. Учитель превращается в консультанта и помощника для детей в их общении с «электронным учителем», который и будет ставить свои баллы. При этом уйдут личностное общение преподавателя и учащегося, возможность учитывать индивидуальные особенности. Мы уже получили катастрофические последствия внедрения ЕГЭ без научного и практического обоснования. А может быть, истинная причина отмены оценок имеет иное и даже более простое объяснение: уровень школьного образования, по крайней мере в области математики, стремительно падает - многие вузы вынуждены доучивать поступивших в них выпускников школ. Увеличивается количество плохих и удовлетворительных оценок. Это чревато оргвыводами по отношению к «реформаторам» образования в России.
Читайте также: Учить всему и всерьёз. Какие изменения требуются российскому образованию?