Примерное время чтения: 6 минут
197

Выбор комдива. Умер генерал, в 1983 году приказавший сбить «Боинг»

Анатолий Корнуков. 1999 год.
Анатолий Корнуков. 1999 год. / Александр Поляков / РИА Новости

Лётчик из шахтёрского края

В ночь на 1 июля 2014 года в Москве в госпитале имени Вишневского скончался бывший главком ВВС России Анатолий Корнуков. 73-летний военачальник был экстренно госпитализирован в связи с резким ухудшением здоровья. Медики предприняли всё возможное, однако оказались бессильны.

За свою карьеру генералу Корнукову приходилось принимать множество непростых решений, однако главным решением его жизни стал приказ, отданный 1 сентября 1983 года, — приказ, согласно которому был уничтожен южнокорейский «Боинг-747», вторгшийся в воздушное пространство СССР.

Компьютерное изображение рейса KAL 007
Компьютерное изображение рейса KAL 007. Фото: Commons.wikimedia.org

Уроженец Кадиевки (ныне город Стаханов), что на Луганщине, Анатолий Корнуков в юности мечтал о карьере инженера-конструктора, однако судьба распорядилась иначе.

Сын шахтёра, героя Великой Отечественной, в 1959 году он был направлен воекоматом в Кременчугское военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков, а затем принят на учёбу в Черниговское военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского комсомола, которое окончил с красным дипломом в 1964 году.

Молодой лётчик начинал службу в авиационном полку войск ПВО в Крыму, а в 1970 году был переведён на Дальний Восток, где прослужил 15 лет, пройдя путь от замполита эскадрильи до командира 40-й истребительной авиационной дивизии в войсках ПВО на Дальнем Востоке.

Приказ: «Уничтожить!»

Именно в должности командира 40-й дивизии 1 сентября 1983 года, в разгар холодной войны, Корнуков получил информацию о вторжении в воздушное пространство СССР неизвестного самолёта, трасса полёта которого проходила над секретными советскими военными объектами.

Плановый и реальный маршруты корейского «Боинга». Фото: Commons.wikimedia.org / Mgarin73

Этим самолётом был пассажирский «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, следовавший рейсом из Нью-Йорка в Сеул с 246 пассажирами и 23 членами экипажа на борту.

Впрочем, о том, что самолёт пассажирский, у советских военных не было информации. Больше того, в воздушное пространство СССР «Боинг» вторгся в районе, где находился американский самолёт-разведчик, потому советские военные были убеждены, что над секретными военными объектами летит самый настоящий шпионский самолёт.

У командира 40-й дивизии Корнукова, непосредственно командовавшего силами ПВО в районе появления нарушителя, были в распоряжении следующие данные — неизвестный самолёт, не отвечающий на запросы, вторгся в воздушное пространство СССР, пройдя над военными базами на Камчатке, покинул территорию Советского Союза, а потом вновь вторгся в воздушное пространство над Сахалином. На команды самолётов-перехватчиков и даже на предупредительные выстрелы пилоты лайнера не реагировали.

В Москве вышестоящее начальство колебалось, не решаясь отдать роковой приказ, и тогда Корнуков взял всю ответственность на себя, отдав пилоту перехватчика Су-15 Геннадию Осиповичу команду об уничтожении нарушителя.

Позднее Корнуков никогда не сожалел о принятом решении, считая его правильным. Кстати, самого командира 40-й дивизии за инцидент с «Боингом» не поощрили, но и не наказали.

Вопросов о событиях 1 сентября 1983 года Корнуков никогда не избегал, полагая, что его приказ был основан на нормах международного и советского права. Кроме того, генерал был убеждён, что сам полёт «Боинга» над советской территорией был провокацией США.

Су-15 истребитель, сбивший рейс 007
Су-15 — истребитель, сбивший рейс 007. Фото: Commons.wikimedia.org

Главком эпохи перемен

В роковом для страны августе 1991 года Корнуков занял пост командующего Московским округом противовоздушной обороны. В системе ПВО страны эта должность — одна из самых ответственных, ведь Московский округ ПВО обеспечивает оборону наиболее важных государственных, военных и промышленных объектов.

В 1990-х генерал Корнуков был одним из тех военачальников, кто пытался в условиях жесточайшего экономического кризиса сохранять боеспособность вверенных ему войск. В 1997 году Корнуков занимался объединением ВВС и ПВО, став в январе 1998 года первым Главнокомандующим объединённых Военно-Воздушных сил России.

В 2002 году Корнуков был уволен в запас после 43 лет службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

В последние годы Анатолий Корнуков работал советником генерального директора НПО «Алмаз» по вопросам военно-технической политики.

Генерал Корнуков являлся кандидатом военных наук, профессором, был награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II и III степени, 30 медалями. За годы своей военной карьеры он успешно освоил 8 типов реактивных самолётов.

Президент РФ Владимир Путин и главнокомандующий ВВС РФ Анатолий Корнуков. 2000 год
Президент РФ Владимир Путин и главнокомандующий ВВС РФ Анатолий Корнуков. 2000 год. Фото: РИА Новости / Владимир Родионов
Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах